«У стран Минской группы существуют глобальные противоречия в восприятии международных отношений» Леонид Пастернак на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с российским журналистом, экспертом в области международных отношений стран Запада и КНР Леонидом Пастернаком.
- Почему, на ваш взгляд, попытки, в том числе со стороны Минской группы ОБСЕ, мирно урегулировать армяно-азербайджанский конфликт не увенчались успехом?
- На мой взгляд, существуют достаточно серьезные территориальные и политико-дипломатические противоречия между Азербайджаном и Арменией. Безусловно, Минская группа ОБСЕ играет важную роль в создании конструктивного диалога в регионе. Нельзя говорить о том, что попытки РФ, США, Франции, Турции и других участников группы не приводят к каким-то значимым результатам.
Однако, в последние годы армяно-азербайджанский конфликт сам по себе значительно обострился, особенно на фоне прихода к власти в Армении Никола Пашиняна и его команды. Кроме того, у самих стран-участниц Минской группы существуют глобальные противоречия в восприятии международных отношений. Франция в большей степени поддерживает Армению. Россия занимает более нейтральную, спокойную позицию, предпочитая сохранять добрососедские отношения и с Азербайджаном, и с Арменией. США активно стараются продвинуть концепцию мира в регионе, но, к сожалению, имеют огромное количество других, более важных для Вашингтона геополитических проблем.
- Какие шаги нужно было предпринять во избежание решения конфликта военным путем?
- Прежде всего, нужен консенсус. Конечно, ключевая роль в урегулировании конфликта – у России, Турции, Франции, Азербайджана и Армении. Необходимо активно привлекать представителей ОДКБ, ОБСЕ, возможно даже НАТО, так как достаточное количество участников Минского диалога - члены НАТО. Но не стоит воспринимать это как слабость перед странами Запада или неспособность решить проблему собственными силами. Главная задача - снизить напряженность, вести дипломатический и политический диалог, а не военный.
- Весь мир во время 44-дневной войны наблюдал бомбежку мирных жителей Барды и Гянджи с армянской стороны. Как вы можете это прокомментировать?
- Это очень плохой сигнал. Армения может и должна пытаться найти способы мирного решения конфликта. Азербайджан, безусловно, настроен на диалог. Но при этом следует привлекать также и Турцию, Россию, США, Францию и другие страны-участницы Минской группы ОБСЕ. Крайне важно не допускать подобных действий в принципе. Это очень вредит миру и стабильности в регионе. Дипломатия сильнее войны, как мне кажется.
- Как вы считаете, почему у Армении не складываются нормальные отношения с соседями?
- Думаю, проблема в том, что геополитическая позиция Армении в регионе сильно зависима от Москвы. Кроме того, Армения - активный член ОДКБ. Ереван всегда прислушивается к российским политикам и дипломатам. Азербайджан, напротив, ближе к Турции. Анкара и Баку на сегодняшний день имеют очень прочные, теплые отношения.
Турция помогает Азербайджану и экономически, и дипломатически, и военным способом. Еще совсем недавно у России и Турции были не такие хорошие отношения, как сейчас. Вспомним хотя бы сбитый турецкими военными самолет российских ВС в 2015 году. Тогда российско-турецкие отношения резко ухудшились.
Помимо этого, есть фактор Франции. Париж всегда поддерживал Армению в силу довольно влиятельного армянского сообщества во Франции, а также в целом доброжелательных отношений с Ереваном.
- Что вы можете сказать о так называемом «геноциде армян»? Турция открыла все свои архивы для исследователей и всех тех, кто пытается разобраться в сути этого вопроса, тогда как Ереван не допускает к своим архивам никого. Почему, на ваш взгляд?
- Президент США Джо Байден признал «геноцид армян» (кавычки - ред.) Многие союзники Вашингтона неоднозначно отнеслись к этому решению новой американской администрации. При этом премьер-министр Армении Пашинян приветствовал и поддержал это решение, отметив вклад Вашингтона в мир и стабильность.
Однако для Азербайджана и Турции такой подход неприемлем в принципе. Проблема «геноцида армян» - очень острая, сложная тема в Кавказском регионе. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган крайне негативно отреагировал на такой шаг Байдена. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и вовсе назвал такое решение «исторической ошибкой». Думаю, что недопущение Ереваном других исследователей к своим архивам - вопрос больше геополитический.
Плохие отношения с Турцией и Азербайджаном заставляют армянские власти действовать именно таким образом. Однако необходимо опять-таки искать общий консенсус, вести международный диалог, в том числе по вопросу открытия армянских архивов.