Установит ли Трамп мир на Ближнем Востоке? Юрий Бочаров в гостях у Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с израильским экспертом, кандидатом политических наук, редактором сайта Aziznews.com Юрием Бочаровым.
— Как вы думаете, изменится ли политика США на Ближнем Востоке после избрания Трампа?
— Сегодня весь мир замер в ожидании возвращения Трампа в Белый дом. Ведь он в ходе предвыборной кампании заявлял о резком изменении позиции США в отношениях с Евросоюзом, высказывался об окончании российско-украинской войны, и, естественно, говорил об Израиле. Поэтому мы все надеемся на изменение ситуации в лучшую сторону, на окончание всех военных конфликтов вокруг Израиля.
— Уточните, пожалуйста, какие именно шаги ожидают в Израиле от нового хозяина Белого дома?
— Не стоит забывать, что если бы 7 октября прошлого года не случилось бы нападения ХАМАС на территорию Израиля, то буквально бы через три недели наша страна могла бы подписать мирный договор с Саудовской Аравией. А это принесло бы Израилю легитимацию не только в регионе, но и во всем мусульманском мире. Израиль стал бы равноценным экономическим партнёром во всём регионе для всех. Поэтому в Израиле очень надеются на выполнение Трампом его предвыборных обещаний по снижению конфликтной ситуации. Но для этого в первую очередь должен быть решен вопрос с главным спонсором террористов ХАМАС и «Хезболлы» — с Ираном.
Если Иран будет вычеркнут из «Оси зла», то, естественно, это приведёт к уменьшению всех конфликтов и завершению войны как в секторе Газа, так и в Ливане, и вернёт Израиль за стол переговоров с Саудовской Аравией о мирном договоре, то есть фактически откроет новую страницу на всём Ближнем Востоке.
— На какие меры могут пойти Штаты в этом вопросе?
— Я думаю, США не начнут войну против Ирана, но, скорее всего, могут ужесточить санкционную политику. Это наиболее вероятно, с учетом того, что Иран является экономическим партнером Китая.
— А с самим Китаем как будут выстраиваться отношения?
— Естественно, что политика Штатов сильно изменится, а точнее, вернётся в прошлое русло политики Трампа в отношениях с Китаем. Торговая война с Китаем, скорее всего, будет вестись параллельно с торговой войной с Евросоюзом, потому что Америка, а точнее, Трамп и все, кто за ним стоят, хотят ликвидировать тот дисбаланс в товарообороте, что сегодня наблюдается между США и Китаем, и США и Европой.
— Что ожидает мировую экономику при президентстве Трампа?
— Сегодня трудно прогнозировать курс доллара и инфляцию в США. Потому что на это повлияют не только заявления Трампа и принятые им законы, но и фактическое внедрение их в жизнь, в экономику. К примеру, Трамп обещал резко увеличить объём производства нефти и сланцевого газа в США, что, естественно, резко снизит стоимость бензина и нефтепродуктов в Америке. Но это произойдёт не сразу, хотя в дальнейшем может сильно отразиться в Европе. Пока на заявления Трампа об экономике может резко отреагировать биржа, но это будут спекулятивные скачки, ведь сами изменения произойдут в ближайшие полгода и даже, возможно, позже.
— Ожидать ли каких-то серьезных изменений в политике США в отношении Южного Кавказа?
— Естественно, что изменение позиции США к конфликту между Россией и Украиной и к взаимоотношениям с Ираном косвенно скажутся на отношении Вашингтона к ситуации на Южном Кавказе. Но не стоит забывать, что впереди у Трампа две экономические войны, с ЕС и Китаем. А через Южный Кавказ и именно через Азербайджан проходят две транспортные артерии из Китая в ЕС и из Персидского залива через Иран и Россию в ЕС. И вот какие планы у Трампа будут по поводу этого перекрёстка в Азербайджане, пока не понятно. Хотя, возможно, его противостояние с НАТО может разрушить планы Запада на Южном Кавказе. Это снизит градус напряжения в регионе и значительно облегчит всем здесь жизнь.