Варианты есть, гарантий нет Армения на рынке безопасности
23 ноября в Минске прошел очередной саммит Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ). Как известно, армянская сторона саммит проигнорировала. «ОДКБ, вопреки своим обязательствам, не дала должной реакции на вызовы безопасности Армении, и это повторялось несколько раз. При всем уважении к коллегам по ОДКБ, непонятно, почему мы каждый раз ходим на эти мероприятия (заседания в рамках ОДКБ. – Ред.), повторяем одно и то же, и каждый раз не получаем должной реакции», – отметил недавно Пашинян.
Кроме того, что это решение стало своего рода демаршем против организации, так еще и является показателем кризиса отношений между Арменией и Россией на всех уровнях. Действительно, степень недружественности Пашиняна и Армении по отношению к ряду государств-членов ОДКБ уже перешла все допустимые нормы. Ратификация Римского статута и связанные с ней личный вызов Путину, недавняя встреча армянского премьера с белорусским оппозиционером Татьяной Тихановской, фактически сделали Пашиняна нерукопожатным для российского и белорусского лидеров. Появление у них на глазах грозит Пашиняну сильнейшим стрессом.
Почему бы в этих условиях не выйти из этого военного блока? Тем более, что Пашинян не перестает жаловаться на его нечувствительность «к бедам» Армении. Устав ОДКБ не ставит больших препон для выхода из организации. Стране, которая желает покинуть ряды участниц организации, достаточно уведомить Совет ОДКБ за шесть месяцев до даты выхода. К тому же есть прецедент. В 2012 году Узбекистан покинул организацию, уведомив Совет за шесть месяцев, как и полагается. Причем до 2002 года, то есть, до принятия Устава ОДКБ, сделать это было еще проще. Учитывая, что Договор после вступления в силу в 1994 году был срочным и продлевался каждые пять лет, достаточно было не ставить свою подпись под договором о продлении. Уже упомянутый выше Узбекистан впервые покинул организацию именно таким образом в 1999 году, затем повторно вступил в 2006 году, чтобы снова выйти. Вместе с ним в 1999 году о выходе заявили Грузия и Азербайджан. Да, мало кто помнит, но Азербайджан входил в ОДКБ с 1993 по 1999 годы.
То есть, выйти из ОДКБ не проблема. Однако с решением этой проблемы не решается автоматически другая – наличие российской военной базы в Гюмри. Ее статус регулируется двусторонним договором между Россией и Арменией. И значимость этой базы в срезе российского влияния в Армении гораздо выше, чем от членства в ОДКБ, потому что база прочно стоит на земле. Добиться ее свертывания до 2044 года (а именно до этой даты оговорено присутствие российских войск) дело почти невозможное. Как мы уже писали, для этого должна быть создана двусторонняя смешанная комиссия – то есть не самый быстрый способ решить вопрос, тем более, когда стороны занимают противоположные позиции.
Итак, какой смысл уходить из ОДКБ, если российская военная база все равно никуда не денется? В этих условиях Еревану нет никакого резона объявлять о выходе из ОДКБ, то есть давать Москве еще один повод обвинять его в деструктивном подходе. Вместо этого гораздо выгоднее, наоборот, встать в позу обиженного и играть на нервах, сетовать на ОДКБ, и в то же время не выходить из нее, как бы оставляя надежду на более светлые перспективы сотрудничества. Более того, манкируя своими обязательствами по ОДКБ, Ереван, возможно, пытается довести дело до того, чтобы остальные страны-участницы сами исключили его из организации. И тогда Пашинян и его команда будут использовать это как акт враждебности ОДКБ и России по отношению к Армении, «что и требовалось доказать».
То есть, имеет место, если не шантаж, то игра в затягивание до тех пор, пока полностью не прояснится ситуация с западными гарантиями. К тому же Ереван все еще не уверен в степени этих гарантий. Да, много чего было уже обещано и Евросоюзом, и Штатами. Однако ничего конкретного пока сделано не было. Отправка второсортных французских машин, с одной стороны, может выглядеть как первый блин, который, как известно, - комом. А с другой, внушает подозрение, что европейского налогоплательщика ради далекой страны на Кавказе вряд ли обременят более внушительными закупками. Впрочем, не исключено, что Запад все-таки начнет оказывать Армении существенную помощь в области безопасности. В частности, в рамках договоренностей Вашингтона и Еревана, о которых мы уже не раз упоминали.
А пока Ереван предпочитает продолжать совершать провокации против партнеров по ОДКБ. Так, на парламентской ассамблее ОДКБ, в которой, в отличие от саммита, Армения участвует, ее представители не одобрили проект заявления в связи с попыткой поощрения в парламенте Канады нациста из дивизии СС «Галичина».
Тем временем, Москва к выкрутасам Еревана относится более, чем спокойно, не давая втянуть себя в шумную перепалку, и видимо, тоже предпочитая подождать, чем закончится большое европейское обещание Армении. А может, Москва не просто ждет, а что-то предпринимает такое, о чем мы пока не знаем. В любом случае внешне все выглядит безупречно сдержанно. «Мы рассчитываем, что Армения будет продолжать свою работу в рамках организации», - заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков на брифинге. С похожим заявлением также выступила официальный представитель МИД России Мария Захарова, при этом, правда, тревожно добавив, что решение Еревана не принимать участие в мероприятиях ОДКБ в Минске не отвечает интересам армянского народа
Итак, как бы ни сложилась судьба членства Армении в ОДКБ, как уже было отмечено выше, главным призом для Пашиняна была бы база в Гюмри, точнее ее отсутствие. Тактика его, похоже, заключается в том, чтобы заполучить солидное военное присутствие западных стран с тем, чтобы дальше они «сами разбирались с русскими». Уже сам этот подход свидетельствует об утрате Арменией ключевых признаков государственности.