Замороженный статус – размороженные амбиции Ребус для Еревана
Вопрос о «разморозке» участия Армении в работе Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) все еще остается одной из актуальных тем армяно-российской повестки, этаким «яблоком раздора» между Москвой и Ереваном.
По традиции, руководство Армении время от времени озвучивает провокационные заявления относительно дальнейшего пребывания страны в составе этой структуры, вслед за чем незамедлительно следует очередная гневная тирада Кремля.
Еще одна словесная перепалка вокруг этой злободневной темы разгорелась буквально на днях на уровне официальных лиц РФ и РА, после того как в Ереване вновь усомнились в целесообразности участия республики в ОДКБ.
Так, премьер Никол Пашинян назвал выход страны из этой структуры более вероятным, чем восстановление членства, замороженного год назад.
Отметим, что Ереван не только игнорирует важные мероприятия этой организации, обвиняя ее в неэффективности, и периодически шантажирует выходом из нее, но и отказывается оплачивать членские взносы. В мае прошлого года Армения официально объявила об отказе финансировать бюджет организации в 2024 году, но, несмотря на это, в ОДКБ заявили, что сумма взноса за 2025 год все равно будет начислена.
Нынешний демарш Никола Пашиняна по поводу ОДКБ вызвал уже саркастически-скептическую реакцию Кремля. В частности, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, комментируя слова армянского премьера, с недоумением заявил: «Решение о статусе в ОДКБ – суверенное дело Армении. Но при этом они интересуются ШОС. То есть ведут разновекторную политику, как им кажется».
То есть фактически российская сторона дала понять официальному Еревану, что разнонаправленность его внешней политики заключается в следующем: Армения желает покинуть ОДКБ, которая функционирует под патронатом Москвы, и хочет вступить в организацию, где одним из ведущих игроков является… РФ, у которой стратегическое партнерство с Китаем и Индией, дружественные отношения с Пакистаном, а также со странами — членами ОДКБ — Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном.
Подчеркнем: в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) входят 10 государств: Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Иран и Беларусь. Также у ШОС есть государства-наблюдатели и партнеры по диалогу.
Проще говоря, в случае выхода Армении из ОДКБ в Ереване могут однозначно распрощаться с иллюзиями, связанными с ШОС. Однако если Армения откажется от идеи выйти из Организации договора о коллективной безопасности, то Москва может оказать существенную поддержку ее вступлению в ШОС.
И здесь стоит отметить, что этот вариант и в интересах самой России, поскольку таким образом в ШОС расширится присутствие стран — участников ОДКБ, что, естественно, усилит позиции Москвы в данной международной структуре. Это — во-первых.
Во-вторых, Москва в любом случае не даст Армении спуска в весьма чувствительном для Кремля вопросе, связанном с ОДКБ, и будет использовать в качестве инструмента давления финансовый фактор, который является ахиллесовой пятой армянских властей.
В марте текущего года в этой организации уже напоминали этой республике об обязательствах в этой структуре и соблюдении Устава. Тогда же заместитель министра иностранных дел РФ Александр Панкин, выступая на XVII Веронском Евразийском экономическом форуме, подверг Ереван критике за финансовую задолженность в организации, отметив, что Армения может не оплачивать взносы два года, однако должна учитывать задолженность за 2024 год, поскольку срок ее погашения истекает в конце 2025-го.
«Два года Армения может не платить эту задолженность. Дальше будут приниматься соответствующие решения», – подчеркнул он.
С полными упрёка заявлениями за невыплату взносов высказалась и официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова, которая даже пригрозила, что Армения может лишиться права голоса в ОДКБ. Учитывая решительную позицию Москвы, думается, что рано или поздно, но Еревану придётся раскошелиться.
Такой вывод напрашивается в том числе и исходя из «свежих» высказываний Марии Захаровой в адрес армянской стороны. Так, на недавнем брифинге она прокомментировала заявление главы Евросовета Антониу Кошты и председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен о намерении инвестировать в Армению не менее 2,5 млрд. евро.
Излишне говорить, что Москва по определению не в восторге от финансирования Евросоюзом Армении, поэтому неудивительно, что этот момент в российском МИД не обошли вниманием. Фактически у Москвы появился веский повод покритиковать Ереван.
«Эти деньги они уже неоднократно обещали Еревану, армянскому народу, а в какой степени обещание это выполняется, я думаю, надо спросить в Ереване, получали они эти деньги или нет. Мы не собираемся заглядывать в их карман. Это их отношения с евроинститутами. Но мне кажется, что даже по сегодняшнему брифингу очевидно, что это классика жанра у Европейской комиссии, у ЕС, у НАТО – раздавать щедрые обещания, а потом под соусом вот этих финансовых посулов закабалять и дальше управлять процессами, снимая пенку и получая выгоду только для самих себя», – заявила Захарова, поставив под сомнение искренность побуждений европартнеров Армении.
В то же время российский дипломат четко указала на то, что большие деньги от европейских партнеров Армении предполагают за вмешательство во внутренние дела страны. И с этим утверждением российской стороны сложно не согласиться, учитывая прямой интерес Евросоюза к региону Южного Кавказа.
«Финансово-экономическое содействие уже давно стало для Европейского союза не помощью, не желанием развивать или стимулировать к развитию, а рычагом влияния на политику третьих стран как во внешних, так и во внутренних делах, собственно, вмешательством в их внутренние дела», – сказала, как отрезала, российский дипломат.
Как видим, РФ в очередной раз выразила свое недовольство политикой Армении в отношении ЕС с акцентом на финансово-экономическую составляющую. Однако никакие заявления Москвы, в том числе и угрожающего характера, вряд ли могут заставить армянские власти отказаться от желания «усидеть на двух стульях», что стало устойчивой традицией внешней политики официального Еревана.
И что удивительно, несмотря ни на что, Армении пока удается каким-то чудесным образом лавировать между западом и севером и получать выгоду с обеих треков. Интересно, как долго Ереван сможет продолжать эту игру в покер, в которой, отметим, за шулерство можно поплатиться, и не только монетой.