Зангезурский коридор важен для всех стран региона. Объясняет Марина Лапенко
Открытие коммуникаций в регионе Южного Кавказа в той или иной степени приветствуют почти все вовлеченные страны, кроме значительной части армянской общественности и политиков (официальный Ереван не против, так как участвует в трехсторонней рабочей группе на уровне вице-премьеров России, Азербайджан и Армении).
Что же беспокоит армянскую сторону? Выжимка из армянских СМИ и соцсетей: опасения потерять Сюник, беспокойство в связи с тем, что Нахчыван станет куда более развитым регионом (после открытия Зангезурского коридора), отсутствие у Армении средств на открытие коммуникаций, что означает, что вложатся турецкие, азербайджанские и российские инвесторы, а Армении никакой выгоды не будет и т.д.
Российский аналитик, директор Информационно-аналитического центра «Евразия – Поволжье» Марина Лапенко в беседе с Caliber.Az отметила, что первый и самый серьезный вызов - это готовность руководства Армении к реальному сотрудничеству. «Вторая проблема - это общественное мнение Армении по поводу возможной нормализации взаимоотношений с Турцией и Азербайджаном, после вооруженной стадии конфликта и большого количества людских потерь».
По словам эксперта, «определенным вызовом является и обустройство государственных границ Азербайджана и Армении, а также пунктов транспортных переходов, которые скорее всего останутся под контролем российских спецслужб и погранвойск».
- Но не вызовет ли это нервной реакции в соседней Армении?
- Все зависит от политической воли армянской элиты.
- Давайте коснемся геополитического контекста. Что выиграют или, возможно, проиграют страны региона?
- Современные конфликты отличаются затяжным характером и своими последствиями наносят существенный ущерб торгово-экономическим связям. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха привел к экономической блокаде Армении, разрыву десятилетиями сформировавшихся связей, и на тридцать лет замедлил деловую активность и развитие транспортно-логической системы всего Южного Кавказа.
Поэтому договоренности о «разблокировке всех экономических и транспортных связей в регионе» можно считать настоящим прорывом, началом нового этапа в развитии транспортных коридоров в регионе, и его выхода из транспортной изоляции. Этот процесс может затянуться на несколько лет и, конечно, будет достигаться не просто, поскольку стороны разъединены российскими миротворцами, и еще совсем далеки от конструктивного прямого диалога без посредников. Но начало положено, и это не может не радовать.
Прежде всего, речь идет о воссоздании Зангезурского коридора (с железнодорожным участком Карс - Нахчыван - Мегри - Зангилан - Баку и автомобильными участками). Когда проект будет реализован, то Азербайджан получит новый транспортный маршрут в Нахчыван и Турцию, Россия - в Турцию и Армению, а Армения – в Россию и Иран (строительство железной дороги напрямую через армяно-иранскую границу затруднительно ввиду географических условий).
Полноценный Зангезурский коридор, в перспективе может быть интегрирован в международный транспортный коридор «Север - Юг» и Новый шелковый путь, что придаст стимул быстрому развитию Нахчыванской Автономной Республики. Поэтому, интерес к реализации проекта уже проявляют региональные игроки.
По мнению большинства российских экспертов, решение о возобновлении движения по Нахчыванской железной дороге позволит преодолеть региональную блокаду и благотворно скажется на всех государствах региона, создав для них стимулы к дальнейшему развитию.
Перезапуск «коридора» выгоден России, которая получит альтернативный сухопутный маршрут к рынкам Ближнего Востока и Индийского океана. РФ уже имеет опыт выхода на них через азербайджанскую территорию. Появляется возможность увеличения товарооборота с Ираном, с которым ведутся переговоры о подписании полноценного соглашения по созданию зоны свободной торговли с ЕАЭС.
- Есть вопрос Грузии…
- Да, для Грузии проект представляет определенный вызов, поскольку его реализация снижает значимость военно-грузинской дороги, возможность железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию, а также будущее проекта глубоководного порта Анаклия-Лазика.
Определенные опасения у некоторых экспертов вызовет и усиление позиций Турции. Через реализацию проекта Турция, впервые в современной истории, получает транзитный сухопутный коридор с Азербайджаном, что может привести к усилению ее присутствия в регионе Южного и Северного Кавказа, на Каспии и в Центральной Азии, и усилит соперничество с Ираном и Россией.
Сухопутный азербайджанский коридор вдоль армяно-иранской границы может стать определенным вызовом и для Ирана, учитывая тот факт, что значительную часть населения севера страны составляют этнические азербайджанцы, а новые маршруты активизируют не только деловые, но и гуманитарные контакты.
Кстати, на неопределенное время может затянуться и процесс нормализации движения по Лачынскому коридору и определение его окончательного статуса.
Но, в целом, возвращение транспортной системы региона к нормальному функционированию должно пойти на пользу как Азербайджану, так и Армении, и активизировать экономическое развитие всего региона Южного Кавказа.
Наир Алиев