«Зеленое» финансирование: в Азербайджане обозначили приоритеты Расклад Хазара Ахундова
В последние годы в Азербайджане форсирована работа по достижению Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН до 2030 года, в том числе международной программы по «зеленой» трансформации. В частности, реализуются проекты в сфере альтернативной энергетики, декарбонизации промышленности, а также предприняты первые шаги по соответствующей ESG-критериям «зеленой» трансформации финсектора. В преддверии запланированной на ноябрь 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29) в стране проводятся профильные мероприятия. Так, на состоявшемся накануне в Баку мероприятии «Повышение амбиций и стимулирование деятельности: Форум устойчивого бизнеса COP29» обсуждались перспективы участия бизнеса и банков в «зеленой» трансформации.
В целях преодоления последствий глобального изменения климата и создания новых возможностей для «зеленой» трансформации экономики Азербайджан прилагает максимум усилий для перехода к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ), привлекая к этим проектам международных инвесторов. При поддержке ЕБРР и других международных доноров ведутся работы по внедрению технологий энергоэффективности в коммунальном секторе и декарбонизации промышленности, постепенно увеличивается количество рабочих мест в сферах «зеленой» и цифровой экономики. Тем не менее, все эти масштабные начинания требуют существенных объемов финансирования, и ориентироваться только на бюджетные фонды — непосильная задача для развивающихся государств, в том числе и нашей страны.
«Необходимо вовлекать частный сектор в трансформацию «зеленой» экономики, как и все остальные сектора: трансформация требует должного регулирования, в частности необходимо определить потенциальные риски и конфликты», — сообщил председатель Центробанка Азербайджана (ЦБА) Талех Кязимов в ходе форума. По его словам, сегодня как глобальная, так и азербайджанская экономики столкнулись с проблемами, связанными с изменением климата, последствия которых необходимо устранять. В частности, как отметил Т. Кязимов, ЦБА предпринимает меры для стимулирования «зеленого» финансирования и усиления участия банка в регулировании энергоэффективных инициатив. «Развитие финансового сектора позволит продвигать экосистему устойчивых финансовых потоков: одной из задач, согласно дорожной карте, является внедрение климатических, экологических, социальных и управленческих факторов в финансовую систему», — отметил председатель Центробанка Т. Кязимов. Он подчеркнул, что ЦБА внес изменения в стандарты корпоративного управления банков, страховых и инвестиционных компаний, и в соответствии с этими стандартами финансовые структуры должны учитывать экологические, социальные и управленческие факторы для обеспечения долгосрочной устойчивости.
Сегодня данный тренд признан магистральным направлением развития мировой финансовой системы: на первый план выводятся вопросы корпоративной и социальной ответственности, когда компании вносят свой вклад в общественное благосостояние, решают проблемы изменения климата, экологии. Такие подходы, зародившиеся около десятилетия назад преимущественно в корпоративном секторе государств Европы, широко распространяются в различных регионах мира и получили название ESG-критериев (environment, social, governance): ответственность в отношении экологии, общества, корпоративного управления. Соответственно, эти подходы сформировали устойчивое понятие — ответственное инвестирование, предусматривающее извлечение прибылей при безусловном соблюдении критериев ESG. Один из основных принципов ответственного инвестирования заключается в том, что инвесторы должны включать в процесс принятия решений ESG-критерии. Так, при оценке экологических показателей обращают внимание на то, стремится ли компания снизить негативное влияние на окружающую среду. К такой деятельности может относиться, например, стремление компании сокращать количество отходов, содействовать сохранению биоразнообразия, борьба с последствиями изменения климата.
Одним из эффективных инструментов ответственного инвестирования считаются «зеленые» облигации или «зеленые» бонды. Это ценные бумаги, которые компании выпускают для привлечения средств на реализацию проектов в области возобновляемой энергетики, управления отходами, сохранения биоразнообразия, экологичного транспорта, «зеленого» строительства и т. д. К слову говоря, в Азербайджане также планируется выпуск «зеленых» облигаций, в настоящее время в этом направлении специалисты Азиатского банка развития ведут переговоры с 3–4 частными компаниями с азербайджанским капиталом.
Ну а в целом существенным шагом по внедрению ESG-критериев в нашей стране стала утвержденная Центробанком в прошлом году дорожная карта по устойчивому финансированию на 2023–2026 годы. Документ призван обеспечить устойчивость отечественных финансовых институтов к рискам, возникающим в результате изменения климата, и их соответствия другим критериям ESG — социальным и управленческим, а также реализацию возможностей, связанных с переходом к устойчивой экономике. Примечательно, что политика ЦБА по внедрению критериев ESG в финансовом секторе республики всемерно поддерживается Всемирным банком (ВБ) и Международной финансовой корпорацией (IFC), готовых соучаствовать в инициативах Азербайджана на пути к декарбонизации и формирования устойчивой к климатическим, социальным и иным рискам финансовой системы. «ЦБА в настоящее время разрабатывает таксономию устойчивого финансирования страны, в подготовке этого документа также принимают участие министерства экономики, экологии и природных ресурсов, энергетики, специалисты ВБ также оказывают поддержку в разработке таксономии», — отметил в ходе форума председатель ЦБА Талех Кязимов. Он также подчеркнул, что переход к «зеленому» росту и развитие кредитования на принципах ESG является одной из стратегических целей Центробанка по развитию финансового сектора.
Аналогичное сотрудничество осуществляется и со специалистами IFC, поддерживающими «зеленые» преобразования в сферах энергетики, сельского хозяйства, транспорта, промышленности и городского хозяйства. «Чтобы обеспечить комплексный подход к устойчивому развитию, IFC также направляет финансирование на проекты, связанные с созданием климатически ориентированных финансовых систем. Инвестиции в низкоуглеродные технологии, разработка инновационных решений и повышение климатической устойчивости открывают новые возможности для частного сектора Азербайджана», — полагает другой участник форума, страновой представитель IFC Алия Азимова.
Основной упор в «зеленой» трансформации финансового сектора Азербайджан направлен на банковский сектор. «Азербайджанские банки должны реализовать продуманную климатическую политику, внести климатическую составляющую и меры ответственности в свои портфели на долгосрочную перспективу», — заявил в ходе форума министр экологии и природных ресурсов Азербайджана Мухтар Бабаев. — Для финансирования «зеленых» проектов нужны особые механизмы, новые виды кредитов, банки должны предлагать льготные займы тем проектам, которые направлены на защиту окружающей среды. Регулятор и правительство готовы содействовать этому».
Аналогичная по направленности работа ведется и по линии Министерства экономики и его структур: так, Фонд развития предпринимательства (SİF) разработал в соответствии с международными стандартами собственную модель ESG. В настоящее время Фонд обозначил в качестве приоритетного направления соинвестирование «зеленых» проектов, где применяется льготная 5% годовая ставка по кредитам. В частности, при поддержке SİF уже реализуются начинания в сфере использования солнечных батарей на птицефабрике, развития станций зарядной инфраструктуры, а также экологически важного проекта по производству стройматериалов с использованием переработки вторсырья.
«Основная тема COP29 — климатическое финансирование, и мы работаем в направлении того, как поддержать бизнес: приняты необходимые законы, проводятся разные мероприятия в налоговой и таможенной сферах. Содействие вовлечению в процесс реализации климатической повестки частных инвестиций является одним из главных наших приоритетов», — отметил в ходе форума замминистра экономики АР Сахиб Маммедов.