«Именно Россия обеспечивает силовой компонент сохранения статус-кво на Кавказе» Caliber.Az из Тбилиси
Победа, одержанная Азербайджаном над Арменией в ноябре 2020 года, является результатом планомерной, напряженной работы всего Азербайджана, начиная от государственных институтов до представителей СМИ, экспертного сообщества и рядовых граждан.
Такое мнение высказал в беседе с журналистом Caliber.Аz грузинский политолог Гела Васадзе.
«Азербайджану удалось использовать благоприятную экономическую и политическую конъюнктуру и одержать победу, в которую мало кто верил за его пределами.
Азербайджан одержал победу осенью 2020 года, но то, что война продолжается, пусть и не в горячей фазе, очевидно. Точка в войне ставится с заключением мирного договора, но пока нет мирного договора, любая точка - это запятая.
Пока даже не начаты переговоры о мире, то, что мы сейчас имеем, это перемирие. Чтобы поставить точку в этой войне, Азербайджан должен добиться признания своей территориальной целостности. Давить на Армению, когда за ее спиной стоит Россия, явно недостаточно. Необходимо создание условий, когда Москва будет заинтересована в мире между Азербайджаном и Арменией. Все серьезные аналитики это понимают, и в сущности вокруг этого и идет сейчас борьба», - считает Васадзе.
По оценкам грузинского эксперта, то, что Армения все еще не готова к мирному соглашению с Азербайджаном даже после поражения 2020 года, говорит о том, что у нее сегодня достаточно ресурсов, чтобы не признавать территориальную целостность Азербайджана.
«Понятно, что главным внешнеполитическим ресурсом Армении является Россия, в интересы которой не входит полное урегулирование конфликта. Именно Россия обеспечивает силовой компонент сохранения статус-кво на Кавказе. Но, помимо этого, у Армении есть внешнеполитические ресурсы и на Западе, прежде всего во Франции и в США, где с приходом новой администрации политическая конъюнктура изменилась в пользу Армении.
Учитывая, что двусторонних контактов между Азербайджаном и Арменией без посредников практически нет, а главным посредником, как я уже сказал, является Россия, возможны какие-то половинчатые решения, исполнение которых зависит исключительно от Москвы.
Но полное решение конфликта означает потерю влияния, поэтому должны появиться какие-то другие условия, которые заставят пойти Россию на уступки, как это было в ноябре 2020 года. Пока этих условий нет, боюсь, что утверждать о полном урегулировании отношений было бы излишне оптимистично», - продолжил Васадзе
Говоря о турецком факторе, политолог отметил, что он является важным для Азербайджана, России и Грузии, но для Армении не имеет никакого значения, потому что там к Турции относятся так же, как и к Азербайджану, то есть как к врагу.
«Поэтому Анкара вряд ли сможет повлиять на Ереван», - резюмировал грузинский политолог.