«Удержать Китай в технологическом и экономическом рывке может только сам Китай» Международная панорама на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az c казахстанским политическим и экономическим экспертом, специалистом по Центральной Азии Вячеславом Щекунских.
- Вячеслав Анатольевич, как вы расцениваете степень влияния Китая на Центрально-Азиатский регион? Какие риски это сулит для стран региона?
- На самом деле влияние Китая на регион сугубо благотворное. Республики получили стабильный рынок сбыта своего сырья и продукции аграрного сектора, а в перспективе Китай и дальше будет стимулировать развитие качества продукции сельского хозяйства в регионе, что расширит экспортные возможности. Кстати, казахстанские продукты питания уже много лет продаются в китайских магазинах. Правда, довольно долго КНР использовала наши республики только как «кормовую базу», пресловутый сырьевой придаток. Но, поставив на рельсы процесс обеспечения своей страны энергоресурсами и металлами с удобной логистикой, Китай еще одним шагом стремится обеспечить размещение в республиках производство с высокой добавленной стоимостью.
Если посмотреть на речь председателя КНР Си Цзиньпина на онлайн-саммите глав государств Китая и государств Центральной Азии 25 января 2022 года, то там легкими штрихами обозначены как достигнутые за тридцать лет результаты, так и намерения Пекина. А ведь КНР не ведет себя с нашими республиками как западные страны, ограничивая доступ к технологиям. Председатель Си в своей речи заявил, что Китай и страны ЦА должны углублять сотрудничество в области высоких технологий, включая искусственный интеллект, большие данные, облачные вычисления.
Так, в Узбекистане уже несколько лет работает завод по сборке электроники, с которым много лет КНР сотрудничает и в сфере добычи уранового сырья. Китайцы же в стране строят дороги, крупную ТЭС, заводы по производству тяжелых самосвалов и вакцины, и так далее. Интересный факт. На узбекских заводах производится переработка углеводородного сырья, которое поставляют китайские компании с месторождений, расположенных в Туркменистане и Казахстане.
Вообще, товарооборот КНР с Узбекистаном и Таджикистаном вырос в сто раз.
Также и в Кыргызстане планировалось построить заводы по сборке бытовой техники, автомобилей, по производству кабельной продукции и тех же вакцин.
Казахстан, благодаря Китаю, получил возможности иметь больше выгод со своей обширной территории. За годы сотрудничества «Новый Шелковый путь» получил огромный стимул, и товарооборот через территорию республики вырос в шесть раз. В рейтинге по уровню развития логистики из 160 стран (2018 год) наивысший показатель у Казахстана – 71-е место. Остальные страны региона расположились ниже. Однако, и прогресс налицо: по сравнению с рейтингом 2007 года, Казахстан вырос на 62 позиции, Узбекистан - на 30, а Таджикистан, 93% территории которого составляют горы, поднялся на 12-е место.
Если вернуться к Казахстану, то есть некий конфликт местных элит с самой темой китайского присутствия в стране. Поэтому инициируются межнациональные конфликты и на предприятиях, и на площадях городов. И есть ощущение, что анонсированное строительство 50 с лишним новых предприятий с участием китайских компаний отчасти оставят на бумаге. Да и китайцы смотрят теперь на казахстанских партнеров с опаской.
Надо при этом отметить, что отношения у КНР с Таджикистаном выглядят как отношения сильного со слабым. Вкладываясь в крупные инфраструктурные объекты (например, Душанбинская ТЭЦ-2), Китай стал основным кредитором республики, и ему - все преференции, разработка одного из крупнейших в мире месторождений серебра, месторождения золота, размещение военной базы и т. д.
Основной экспортный партнер Туркменистана - КНР. Есть, конечно, нюанс. Половина добываемой в республике нефти идет в Китай, но большая ее часть пока покрывает китайский кредит. Но в целом Туркменистан не получает особой выгоды от сотрудничества.
Если говорить о рисках, то, на мой взгляд, на определенном этапе может возникнуть риск собственного дефицита энергоресурсов при наращивании производств на территории республики. К примеру, если в республике ставить завод химпрома, в частности, по производству полипропилена и прочих полимеров, то придется учитывать доступ к месторождениям углеводородов. И тут может оказаться, что самый удобный доступ к газу «застолбили» китайцы и качают его через границу.
- Можно ли сказать, что грядет новая эра Китая, экономические интересы которого составят серьезную конкуренцию США и Западу? В чем это проявляется сегодня?
- На текущий момент все так и выглядит. Практически удержать Китай в технологическом и экономическом рывке может только сам Китай. Если внутри страны ничего не случится, то будет интересная ситуация, когда страна, сама по себе довольно закрытая, заняла лидирующую роль. Если отойти от банальщины о великой стране, с самой долгоиграющей историей, то сейчас Китаю надо примерять шапку непривычного размера. Пока делаются первые шаги на экономическом плацдарме, где китайские инвесторы могут рулить погодой, некоторый пробный шар в Анкоридже. Посмотрим, как отомстят китайцы странам, бойкотировавшим Олимпиаду…
В общем, эра, может, и грядет. Но надо спросить хороших синологов, справится ли с этим бременем менталитет китайца.
- Стоит ли расценивать китайский фактор, в том числе и как прямую угрозу России с точки зрения вытеснения интересов последней из региона?
- Очевидно, что на какую-то перспективу обе страны друг друга устраивают именно в плане их статус-кво на территориях региона. Это своего рода симбиоз. Для Китая важны республики в уже устоявшемся статусе поставщиков сырья и альтернативного транспортного коридора. И Китай явно устроит то, что Россия рассматривает республики как свой буфер, который надо защищать.
Но в плане защиты интересов того же Китая на территории республик, которые вступили в полосу нестабильности, то есть их туда ввели за ручку, было бы интересно посмотреть на потенциал ШОС. Сейчас активно создаются с нуля или реанимируются региональные организации, объединяющие страны. Тем не менее, вызовы, связанные с нестабильностью в регионе, которую простимулировал Афганистан, и свою лепту вносят внутренние проблемы в республиках, - все это должно послужить фактором для перезагрузки ШОС