Прорыв бакинского ветра Послесловие к COP29
В ночь с 23 на 24 ноября состоялось заключительное пленарное заседание 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Если проще, то COP29 завершилась. Праздник человеческой солидарности с горьким привкусом общей угрозы очень удачно вписался в терпкую ауру нашей столицы. Искусственный мертвый кашалот, выброшенный на берег бакинского бульвара, был живее всех живых в напоминании о том, как много нужно сделать, чтобы сохранить Землю.
Президент COP29, министр экологии и природных ресурсов Азербайджана Мухтар Бабаев отметил перед окончанием саммита, что никто не хочет покидать Баку, не добившись хорошего результата по основным вопросам. Да, мягкая бакинская осень располагала к работе, а после работы – к отдыху. Разноязычные стайки гостей столицы вываливались из ресторанов в чрево бакинской ночи и согревали ее своим теплым дыханием. Планета сжала наш город в своих объятиях.
Многие опасались, что главные цели конференции не будут достигнуты и уравнивали надежды на их достижение к состоянию рыбины (хотя мы знаем, что кашалот – млекопитающее – Ред.) в приморском парке. Кроме объективных причин были и субъективные – иногда в виде субчиков, а подчас и субъектов мировой политики, которые пытались как максимум, сорвать форум, а как минимум, свести его важность до минимума.
В итоге, всё вышло наоборот. Азербайджан взялся за дело по-деловому и без комплексов неофита. Речь президента Ильхама Алиева на состоявшемся в рамках COP29 Саммите малых островных развивающихся государств, в которой он подверг критике неоколониальную политику Франции и Нидерландов, показала – Азербайджан не будет излишне галантным, наша стратегия – быть напористыми. Некоторые очень обиделись. Так, французский министр экологии, энергетики и климата в ответ на конструктивную критику отменила свой визит в Баку в последний момент. «Колониальная честь» оказалась превыше планетарной повестки.
Повеселила не нуждающаяся в представлении Грета Тунберг. Когда-то тинейджер, а теперь девица на выданье, она решила вновь показать себя миру, используя антиазербайджанские лозунги, и выбрав в качестве локации Ереван. Если вдуматься, в этом симбиозе Греты и Армении есть глубокая и очень трагическая ирония. И армянское общество, и Тунберг переживают возрастной кризис. Армяне обременены «древностью», а Грета – наоборот, малолетством. Ни то, ни другое не работает. Необходима зрелость.
А зрелости не хватило даже и немецким государственным мужам, то есть, в описываем случае, женам. Министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок приехала в Баку, чтобы самым бестактным образом прочитать Азербайджану нотации о правах человека. Вся облеченная в белое, она излучала какую-то назойливую и неадекватную бодрость, резко контрастирующую с серьезностью мероприятия.
Правда, были еще серьезные мужчины из Америки в бриллиантовых запонках (не проверял, но мне нравится этот образ). Тем более эффектно выглядело бегство «самого серьезного» из них - один из ярких представителей проармянского лобби Фрэнк Паллоне, не выдержав игнорирования его персоны со стороны главы государства (президент Алиев так и не удостоил его аудиенцией), поспешно ретировался специальным чартерным рейсом. Как видим, глобальное потепление обернулось для недоброжелателей ледяным душем.
А что в сухом остатке? Прекрасно организованная конференция, что было отражено в резолюции, в которой официально выражается благодарность Азербайджану за высокий уровень организации COP29. В рамках конференции было принято несколько важных решений, о которых уже написано достаточно. Стоит однако еще раз вспомнить о самом главном вопросе повестки, том самом, который вызвал жаркие споры, и заставил делегации задержаться в Баку еще на сутки – о том, сколько развитые страны должны ежегодно помогать развивающемся в решении климатических проблем, или новой коллективной количественной цели по климатическому финансированию. После долгих консультаций, наконец, был принят документ, согласно которому эта цель с текущих 100 миллиардов долларов США будет доведена до как минимум 300 миллиардов долларов США в год.
После этого COP29 завершил свою работу, и гости отправились паковать чемоданы.
COP29 запомнится, как одна из самых драматичных и плодотворных климатических конференций, которую уже окрестили «Бакинским прорывом». Мы засучили рукава и сделали дело. Ровно таким же образом, как засучив рукава, построили государство и армию, вернули наши земли. Мы доказали в очередной раз, что умеем и любим работать.
Если во время конференции в Баку царила теплая осень, то уже сегодня температура резко понизилась на несколько градусов. Холодный северный ветер вступил на Абшероне в свои права. Пусть это будет хорошим знаком.