Армянский сад солидарности Французы и иранцы распустили плоды
Мы уже писали о том, что Париж и Тегеран связывают особые отношения, которые несколько диссонируют с официальной картинкой противостояния Запада и Ирана. Здесь можно сделать два альтернативных вывода: либо Париж ведет свою игру, либо выполняет роль медиатора Запада в коммуникациях с ИРИ. Как бы там ни было, ему, то есть Парижу, требуется свой собственный агент для выполнения поручений. И таким агентом стала Армения – собственно, недавний наш материал был посвящен именно этой теме. Трио Париж – Ереван – Тегеран отчетливо обретает плоть и кровь.
Одним из свежих проявлений этой культурной программы стал твит французского посла в Армении Декотиньи. Публикация состояла из двух фотографий с надписями. Первая — фотография азербайджанской Голубой мечети в Ереване, единственного памятника, оставшегося со времен Эриванского ханства (как мы знаем, в ходе реконструкции города в советский и постсоветский периоды его исторический облик был стерт с лица земли и заменен на «армянский город мечты» из розового туфа). Так вот, посол приводит фотографию азербайджанской мечети с надписью: «В саду Голубой мечети Еревана, символе персидского наследия Армении».
Вторая фотография еще нелепее. Дипломат скопировал иллюстрацию карты Ирана с выделенной на ней красным цветом провинцией Западный Азербайджан, которую сопроводил следующей надписью: «Один единственный». При этом надпись над картой гласит: «Одна из 31 провинции Ирана, чья столица — Урмия». По всей видимости, посол таким образом решил опровергнуть какую-либо связь азербайджанской истории с территорией современной Армении.
Оставим в стороне непрофессионализм посла. Ведь подобными публикациями он фактически выполняет роль проводника интересов страны пребывания, хотя на самом деле должен выражать интересы аккредитующего государства.
Нас в данном случае интересует более глубокий и тонкий слой, нежели проармянская позиция посла. Нас больше интересует его проиранская позиция. Ведь вкупе эти две публикации обозначают ни что иное, как солидарность Парижа с Тегераном. Что само по себе выглядит странно на фоне, по крайней мере, декларируемого антагонизма между Западом и ИРИ. Это все равно, как если бы сейчас, в разгар российско-украинской войны, французские дипломаты с восторгом публично цитировали бы Сталина. Кстати, еще одним пунктом противостояния Запада и Ирана стало сотрудничество Тегерана с Москвой в военной сфере. Впрочем, и в отношениях между последними не все так гладко, как кажется, и это было недавно озвучено послом Ирана в Армении Мехди Собхани. В интервью американскому (!) изданию The New York Times Собхани заявил, что, несмотря на общие интересы, Тегеран и Москва не являются союзниками. По словам Собхани, иранские и российские интересы на Южном Кавказе заметно различаются.
И действительно, на фоне некоего ослабления хватки Москвы в Армении ее место пытается захватить в том числе и Тегеран. Как мы помним, Москва приняла решение передать контрольно-пропускной пункт на границе Армении и Ирана в Мегри под контроль Еревана. Можно предположить, что именно Тегеран через Ереван настоял на принятии Москвой данного решения. Что это, как не подготовка своего военного присутствия в «стране камней»?
Всё это происходит в условиях обострения отношений между Вашингтоном и Тегераном, вызванного ирано-израильским противостоянием, и избрания президентом США известного в том числе жесткой антииранской позицией Дональда Трампа. Но это не значит, что сотрудничества Ирана с Западом не будет. В конце концов, иранцы сейчас не могут позволить себе особенную роскошь выбирать. Вот и дает иранский посол интервью американскому изданию.
Для нас иранская поддержка Армении означает не военную угрозу, а скорее препятствие для разблокировки коммуникаций, которую в Тегеране считают для себя красными линиями. Что ж, в таком случае надеждам Еревана на подключение к региональным проектам не суждено будет сбыться.
Стремление обзавестись «гарантами безопасности» победило в головах армянских политиков не только здравый смысл, но и функцию укрепления суверенитета – ведь в обмен на эти гарантии государства, их представляющие, навязывают Еревану свои правила игры.
А в минуты расслабления послы этих государств будут и дальше украшать свои страницы в соцсетях хитроумными и бесполезными для армянского народа статусами.