В угол, Никол! И не зли женщину/ВИДЕО
«Вместо того, чтобы заниматься схоластикой, необходимо продолжить совместную работу». Так резко одернула лидера Армении официальный представитель МИД России Мария Захарова. «Трудно давать оценку позиции армянской стороны, когда заявления официального Еревана по одному и тому же вопросу существенно разнятся. В ходе пресс-конференции премьер-министр Армении говорил и о намерении подписать документ на основе российских предложений, и одновременно о предпочтительности некого «комплексного решения» конфликта, продвигаемого Западом», - заявила М. Захарова.
Этим противопоставлением двух вариантов предложений - российского и западного, представитель российского МИДа очевидно подразумевает, что Россия предпочла бы не «комплексный», а некий «поэтапный» вариант мирных соглашений, в котором армян Карабаха, вероятно, предполагается наделить неким особым «статусом», определение которого отлагалось бы на неопределенное будущее.
Далее Захарова заявляет: «Согласие Еревана при выработке мирного договора с Баку опираться на Алма-Атинскую декларацию 1991 г., что было закреплено в заявлении по итогам саммита в октябре 2022 г. в Праге, коренным образом изменило логику переговорного процесса. В Алма-Атинской декларации подтверждена нерушимость границ, которые существовали между республиками Советского Союза. На тот момент Нагорно-Карабахская автономная область была частью Азербайджанской ССР. Безусловно, данное обстоятельство очень сложно игнорировать в мирном процессе между Баку и Ереваном».
Этими заявлениями, Захарова закономерно продолжает нарратив Владимира Путина, заданный им на Валдайском форуме в конце октября 2022 г. Приведем его: «Мы не можем и не собираемся Армении что-то диктовать. Если армянский народ и сегодняшнее армянское руководство считает, что нужно выбрать какой-то конкретный вариант мирного договора, например, так называемый вашингтонский, который предусматривает признание суверенитета Азербайджана над Карабахом, если Армения так считает, то пожалуйста…Если армянский народ, руководство считает, что Карабах имеет свои особенности и эти особенности надо учитывать, обговорить в будущем мирном договоре, такое тоже возможно. Но безусловно, нужно договариваться с Азербайджаном, надо, чтобы договоренности были приемлемы и для другой стороны».
Итак, снова отметим, что Россия дает понять на дипломатическом поле, что именно она выступает гарантом некоего «особого статуса» для армян Карабаха, и что ее вариант мирного плана является для армян наиболее приемлемым. Это логично, учитывая геополитические интересы России на Кавказе, ее нежелание усиления здесь прочих игроков, и, соответственно, стремление заморозить проблему на неопределенное будущее. Однако, в таком случае напрашивается вопрос - почему Армения не пошла на российские предложения, подписав Пражское заявление? Ведь этот фактор, как справедливо указала Захарова, действительно стал определенной точкой невозврата для Армении в вопросе продвижения повестки «особого статуса» Карабаха.
Мы не можем полностью представить себе все детали официальных и кулуарных переговоров вокруг мирного договора. Однако попытаемся очертить два из множества возможных вариантов.
По первому варианту, Пашинян, будучи идейно проевропейским политиком, стремится максимально дистанцироваться от Москвы. Он также не отягощен идеей «миацума», и, возможно, готов отказаться от территориальных притязаний к Азербайджану. Это, так сказать, генеральная линия. Сделать это «быстро и без боли» не представляется возможным в виду чувствительности темы Карабаха для армянского общества. Соответственно, армянский премьер проводит политику «маленьких шажков». Согласие на признание Алматинской декларации – один из таких шагов в этом направлении. Теперь, чтобы завуалировать этот шаг перед националистически настроенной частью электората, он пускается, по меткому выражению Захаровой, в приемы схоластики. Усыпив бдительность населения двусмысленными заявлениями, и обвинениями стратегического союзника, он, вполне возможно, далее сделает еще один шаг в направлении мирного урегулирования - а там и до договора рукой подать. Своего рода «окно Пашиняна». В подтверждение этой версии говорит слишком много событий, свидетельствующих о существенном крене политического истеблишмента Армении в сторону Запада, и его стремлении к дистанцированию от Москвы. На одно из них не преминула указать Захарова: «Хотели бы также напомнить, что на 23 декабря 2022 г. в Москве была запланирована встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана по мирному договору. Согласие на нее дали лидеры двух стран. К ее проведению все было подготовлено. Но именно армянское руководство в последний момент отменило приезд министра иностранных дел Армении Мирзояна. Это помешало обсудить не только мирный договор, но и другие насущные вопросы армяно-азербайджанской нормализации, включая ситуацию вокруг Лачинского коридора».
По другой вероятности допускаем, что мнения всех больших акторов переговорного процесса, включая Россию, более или менее сошлись на принципах урегулирования, продвигаемых Азербайджаном. Вспомним, снова же, возрастающий спрос со стороны Европейского Союза на наши энергоносители и интерес в стабильности региона. Азербайджанская дипломатия, очевидно, продемонстрировала умелую игру на противоречиях между большими посредниками, некоторые из которых практически находятся между собой в состоянии войны. Не будем забывать также и о поддержке со стороны нашего стратегического союзника - Турции, имеющую наряду с болевыми точками, и ряд общих интересов с Россией. Возможно, Армении перед пражской встречей уже банально некуда было деваться, заявления же российского руководства служат целью отмахнуться перед армянским народом от обвинений Пашиняна, а заодно и вызвать волну народного недовольства против неудобного ему премьера.
Впрочем, независимо от того, дала ли Москва свое согласие на признание Пашиняном Алматинской декларации, или Пашинян сделал это на свой страх и риск, следуя внутренней логике своей миссии, РФ заблаговременно предприняла попытку притормозить процесс мирного урегулирования, отправив в Карабах олигарха Варданяна. Правда, есть мнение, что в Карабах он был отправлен также и с прицелом на Ереван, то есть, при удобном случае заменить неудобного для Москвы Пашиняна. Тем не менее, этот шаг, по мнению его инициаторов, был призван усилить престиж остатков сепаратистского образования и утопить мирный процесс в мягких волосатых лапах миллиардера, а в худшем случае, вызвать Азербайджан на резкие импульсивные действия, которые бы продемонстрировали его неспособность поддерживать мир и спокойствие в регионе, а также необходимость продления присутствия РМК и отложения мирного соглашения. Эта попытка потерпела провал. Мирная акция азербайджанских экологов, возмущенных разграблением наших природных недр, фактически отсекла Варданяну всякую возможность осуществлять какую-либо экономическую деятельность, и соответственно представить из себя некую «точку силы» в Карабахе.
В этом свете, заявление Захаровой еще раз подтвердило неминуемость подписания мирного договора с соблюдением 5 принципов, неоднократно озвученными руководством Азербайджана.
Армении как социуму очень важно понять одну важную вещь - во всем переговорном процессе она является не субъектом, а объектом. В решающий момент ее интересы сдадут в обмен на иную преференцию. А способностью давать преференции обладают только сильные игроки. Чем дальше затягивается процесс, тем больше у армянского общества укрепляется иллюзия в возможности сохранения «статус-кво», и тем больнее будет шок от расставания с этой иллюзией.