Что хорошо для армян – миссия ЕС или миротворцы ОДКБ? Но лучше – мир с Баку
В ожидании прибытия в Армению миссии Евросоюза в правительственных кругах «страны камней» озвучиваются не совсем корректные заявления в адрес ОДКБ, где Москва, естественно, играет ведущую роль. Высказывания армянских политиков и экспертов в первую очередь касаются предложенного РФ варианта развертывания миссии этого военного блока на условной границе Армении и Азербайджана. А сравнительно недавно глава МИД России Сергей Лавров в интервью тележурналисту Дмитрию Киселеву уточнил, что предложение о размещении военнослужащих миротворческих сил ОДКБ на границе двух стран со стороны Армении остается актуальным и может быть реализовано при условии заинтересованности Еревана в течение буквально одного-двух дней.
Однако спикер армянского парламента Ален Симонян подверг сомнению утверждение Лаврова, заявив, что ОДКБ вряд ли сможет за один-два дня отправить миссию в РА.
«Я не уверен, что такая возможность есть, поскольку в ОДКБ много разных стран, которые преследуют свои интересы, и кто-либо из них может наложить вето», - предположил Симонян, дав при этом понять, что Ереван оскорблен тем, что ОДКБ не отреагировала на требование Армении придать «политическую оценку агрессии Азербайджана» и будет отныне поступать, как ему заблагорассудится, то есть без оглядки на Москву.
В свою очередь премьер-министр Никол Пашинян в ходе выступления в Национальном собрании страны привел более сильные, по его мнению, аргументы, в силу которых он якобы принял решение о размещении на территории страны миссии Евросоюза, а не миротворцев военного блока, в который все еще входит Армения. По словам Пашиняна, власти страны обращались в ОДКБ с требованием уточнить «зону ответственности» миссии этой организации в Армении, но запрос остался без ответа. А вот ЕС, мол, отреагировал на это правильно.
«Направление миссии ЕС стало возможным, поскольку в ходе пражской встречи Евросоюз четко очертил территорию своей ответственности в Армении. Без этого мониторинговая миссия была бы странной, поскольку если неизвестна территория, каким образом будет решаться – оккупирована она или нет», - сказал Пашинян, добавив, что «во всем этом нет геополитического контекста, а есть конкретная повестка и конкретный вопрос, который Армения пытается решить».
Из заявлений Пашиняна можно сделать вывод, что, во-первых, Армения пытается и дальше лавировать между Россией и Европейским Союзом, дабы сохранить традиционно двойственную политику по принципу «и вашим и нашим». Позиция «двух стульев» выгодна Армении как участнице ЕАЭС прежде всего с экономической точки зрения. После вхождения в Евразийский экономический союз республика с января 2015 года пользуется возможностью экспорта своей сельскохозяйственной продукции в другие страны – члены этой евразийской структуры, что приносит солидные инвестиционные потоки в страну. И это действительно веский аргумент, ради которого, вопреки разглагольствованиям некоторых армянских политиков о необходимости выхода страны из ЕАЭС (озвучиваемых на фоне общего недовольства армянского общества российской политикой), Армения ни за что не решится его покинуть. То есть РА останется экономически зависимой от РФ, что в целом устраивает и Москву. Во-вторых, претензии Пашиняна к ОДКБ не очень логичны и уж совсем неубедительны ввиду отсутствия серьезных политических доводов. К тому же смутная формулировка Пашиняна по поводу «зоны ответственности ОДКБ» в Армении совсем не нова - она периодически всплывала в армянских коридорах власти еще осенью прошлого года - после известных сентябрьских провокаций армянской стороны на границе с Азербайджаном. Тогда Армения так и не дождалась военной помощи и вмешательства со стороны ОДКБ - в организации ограничились только заявлениями о том, что ОДКБ пока не рассматривает возможность отправки военнослужащих в Армению и призвали к политико-дипломатическому урегулированию ситуации. А начальник Объединенного штаба ОДКБ Анатолий Сидоров окончательно рассеял иллюзии армян, категорически объявив, «что о применении военной силы, еще и с привлечением ОДКБ, ни 13 сентября, ни вчера, ни сегодня, ни в ближайшее время речь не идет». На что раздосадованный Пашинян в октябре 2022-го заявил «об опасении выхода из ОДКБ части членов блока».
Причем вначале армянский премьер ссылался на то, что организация якобы заверяла Армению в том, что воспринимает ее границы как «красную линию», но позже он отказался подписывать итоговую декларацию саммита ОДКБ и проект помощи Еревану в связи армяно-азербайджанским конфликтом, продемонстрировав свое недовольство политикой военного блока. Тем не менее, невзирая на такой демарш, в Кремле заявили, что Армения, «безусловно, останется членом ОДКБ, несмотря на все сложности». Этот абсолютно ясный месседж хозяина «страны камней» был адресован не только Еревану, но и его западным союзникам.
Так что заявление главы российского МИДа Сергея Лаврова о готовности разворачивания миссии ОДКБ на армяно-азербайджанской границе говорит прежде всего о том, что Россия не выпустит Армению из зоны своего влияния и будет держать ее в фарватере своих интересов на Южном Кавказе. Пашинян это тоже понимает и пытается всячески изворачиваться, чтобы не потерять ни восточного, ни западного покровителей. Однако учитывая нынешние геополитические реалии, очевидно, что Москва сейчас не способна воспрепятствовать прибытию на территорию Армении так называемой гражданской миссии ЕС, хотя и заявляет на разных политических и политологических уровнях о том, что под грифом гражданской миссии в РА скорее всего прибудет военный контингент НАТО и что это не сулит ничего хорошего ни региону, ни армяно-азербайджанским переговорам. Более того, на пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2022 году глава российского МИД твердо заявил, что размещение миссии ЕС без согласия Азербайджана будет контрпродуктивным, что вызвало ожидаемое недовольство в армянском обществе.
Однако заявление Пашиняна о том, что прибывающая в Армению наблюдательная миссия ЕС проведет мониторинг на предмет того, готовится ли Армения вместе с российскими войсками нанести удар по Азербайджану или нет, стало и вовсе шоком для армян.
«На Западе делалась попытка представить Армению в качестве участника агрессивной политики России, а в РФ делалась попытка сделать Армению участницей западного заговора. Поскольку у российских партнеров были представители на местах, то наши западные партнеры уже начали подозрительно смотреть на нас, мол, вы собираетесь осуществить агрессивные действия, поскольку там большие скопления армянских и российских войск, мы же предложили приехать и на месте ознакомиться с ситуацией», – подчеркнул он.
То есть если до сих пор в Армении надеялись на то, что «миссия ЕС укрепит безопасность страны и зафиксирует азербайджанскую агрессию», то, по словам Пашиняна, получается, что европейцы приезжают в Армению, чтобы убедиться, что армяне не собираются нападать на Азербайджан, и наблюдать за передвижением российских войск в регионе, что априори противоречит интересам России. Да еще ставит под сомнение мнение о том, что присутствие европейской миссии является положительным для Еревана фактором. В этом же контексте привлекает внимание и то, что на недавней встрече в Берлине главы армянского МИД Арарата Мирзояна с немецкой коллегой Аннален Бербок (он отправился туда, чтобы в очередной раз рассказать «об агрессии Баку» в связи с ситуацией на лачинской дороге) обсуждалось в том числе и предстоящее размещение миссии ЕС в Армении. Примечательно, что в ходе переговоров Бербок указала на то, что наблюдательная миссия ЕС призвана обеспечить большую стабильность, а прежде всего доверие между Баку и Ереваном. В Ереване этот нюанс не упустили из виду и потом весьма настороженно расценили заявление Бербок, что Берлин поддерживает суверенитет и территориальную целостность как Армении, так и Азербайджана.
Учитывая все эти детали, можно утверждать, что прибытие европейской миссии в Армению не только усилит претензии Москвы к Еревану, но и заставит армянское население сомневаться в необходимости подобного европейского присутствия в своей стране.