Вашингтон изменит подход к Южному Кавказу: прогноз будущей политики Трампа Цукерман и Нозадзе на Caliber.Az
В Тбилиси выразили уверенность, что администрация Трампа изменит подход США к Грузии. А также заявили, что администрация Байдена причастна к попыткам устроить революцию в Грузии. По мнению депутата от правящей партии «Грузинская мечта» Давида Матикашвили, эти факты подтверждает пост американского бизнесмена Илона Маска, ставшего правой рукой Трампа в новом правительстве, который в соцсети Х поделился интервью профессора Джеффри Сакса. По мнению Джеффри Сакса, США предприняли в Грузии «типичный небольшой маневр по смене режима», который не увенчается успехом, а его целью была дестабилизация южнокавказского региона. «В интервью однозначно четко подчеркивается негативная роль США и администрации Байдена по отношению к Грузии. Это наглядно говорит и однозначно подтверждает, что администрация Трампа радикально изменит свои подходы к внешней политике в отношении таких стран, как Грузия», — сказал Давид Матикашвили.
Что ждет регион Южного Кавказа после января 2025 года, когда США возглавит Дональд Трамп? Ведь не секрет, что администрация Байдена нарушила принцип равного и справедливого дипломатического подхода ко всем странам Южного Кавказа, начав вооружать Армению и готовить ее к реваншу против Азербайджана, а также раскачивать Грузию изнутри.
Как считает американский аналитик, эксперт в области геополитики и безопасности, главный редактор издания The Washington Outsider Ирина Цукерман, профессор Джеффри Сакс построил свою карьеру, работая на Джорджа Сороса, а также известен в США как рупор Коммунистической партии Китая, которую администрация Трампа считала приоритетной угрозой национальной безопасности и величайшей экономической опасностью для интересов США. И все же Илон Маск повторяет слова Сакса.
По ее мнению, нельзя отрицать, что окружение Байдена участвовало в антидемократических операциях по всему миру, но Грузия — не то место, где пытались спровоцировать какой-либо переворот. Интересно, на ее взгляд, то, что именно Сакс, а не сами грузины, обвиняет Байдена во вмешательстве.
«Однако маловероятно, что Трамп, предоставленный самому себе, будет стремиться каким-либо образом дестабилизировать Южный Кавказ; на самом деле, в его интересах было бы извлечь выгоду из экономических возможностей и укрепить возможности экономики США.
Конечно, с Азербайджаном у Трампа есть опыт позитивных отношений и невмешательства в его дела. США при Трампе не помогли Азербайджану вернуть территории, но и никак не помогали сепаратистам на федеральном уровне. Именно таким был бы подход Трампа во время второго срока, если бы он сохранил в кабинете свой первоначальный набор советников», - подчеркнула И. Цукерман.
В то же время, по мнению грузинского аналитика Аркадия Нозадзе, многие приметы говорят о том, что США могли быть причастны к попыткам изменить государственный строй в Грузии.
«На эту мысль наталкивают объективные факты: давайте посмотрим, как активны были США в своих нападках на решения «Грузинской мечты» по законам об иноагентах и ЛГБТ, в частности Госдеп и его представители озвучили не одно заявление на этот счет, и некоторые из этих заявлений представляли собой форму политического давления на Тбилиси. Все это говорит о том, что США явно были встревожены сменой политического курса грузинского правительства и пытались этому помешать. Когда стало ясно, что это не работает, а протесты в Грузии не достигли необходимого эффекта, США начали новую волну санкций против правящей партии страны. Буквально только что Соединенные Штаты ввели санкции в отношении министра внутренних дел Грузии Вахтанга Гомелаури и заместителя начальника департамента специальных задач МВД Мирзы Кезевадзе в рамках программы глобальных санкций Магнитского, и очевидно, на этом дело не ограничится», - уверен политолог.
Вместе с тем аналитик испытывает надежду на то, что политика команды Трампа будет иной по отношению к Тбилиси и давление на Грузию уменьшится. В целом, по его мнению, Вашингтон будет выстраивать со странами Южного Кавказа благожелательную и продуманную политику, отличную от политики администрации Байдена.
«Политика Трампа, на мой взгляд, отличается очевидной рациональностью от замшелых нарративов команды Байдена, собственно, поэтому он и победил на выборах. В рамках этой стратегии в приоритетах Трампа – выгодное сотрудничество, а не спецоперации по смене власти в странах Южного Кавказа. Последнее, кстати, очень хорошо показало, каким провалом обернулись подобные спецметоды в Грузии и Азербайджане, насколько в негативную сторону изменилось отношение к США в этих странах. Поэтому я жду после прихода Трампа восстановления трезвых и наполненных конструктивным сотрудничеством отношений Вашингтона с Тбилиси и Баку», - резюмировал А. Нозадзе.