Пойдет ли Москва на девестернизацию Армении? По следам недавних заявлений российского МИД
«Решение Брюсселя о развертывании в Армении миссии ЕС имеет отчетливую геополитическую подоплеку, не способствующую реальной стабилизации на Южном Кавказе», - заявил заместитель министра иностранных дел России Михаил Галузин во время телефонного разговора со спецпредставителем Евросоюза по Южному Кавказу Тойво Клааром. Российский дипломат также счел нужным особо подчеркнуть, что консенсуса по данной инициативе между Баку и Ереваном не было.
Днем ранее со схожими заявлениями выступила пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова. Ее реплики звучали чуть резче: «К сожалению, уже не первый раз фиксируем стремление Евросоюза и Запада в целом любыми способами закрепиться в союзной нам Армении. Видим в этих попытках исключительно геополитическую подоплеку, далекую от интересов реальной нормализации отношений в Закавказье». А далее еще более прямолинейно: «Делается все, лишь бы выдавить Россию из региона и ослабить ее историческую роль как главного гаранта безопасности. Игнорируются публично высказанные негативные оценки этой инициативы со стороны Баку».
Если проанализировать эти заявления вкупе с такими тезисами президента России Путина в ходе обращения к Федеральному Собранию, как, например, намерение элит Запада «перевести локальный конфликт в фазу глобального противостояния», то можно предположить, что Москва рассматривает действия ЕС на Южном Кавказе как продолжение политики военного противостояния с ней.
Примечательно, что уже не первый раз представители дипломатии России, включая министра, затрагивая тему миссии ЕС в Армении, ссылаются на несогласованность этих действий с Баку. Но, пожалуй, несмотря на заявленную солидарность с Азербайджаном, призванную подчеркнуть отнюдь не односторонний характер возмущения инициативой ЕС, до настоящего симбиоза Москве с Баку еще далеко.
В отличие от Азербайджана Россия не заинтересована в комплексном исполнении Трехстороннего заявления от 10 ноября 2022 г. Приоритет России – сохранить свое влияние в регионе, и для этого она будет продавливать одни положения соглашения и тормозить другие. А выгодны ей, соответственно, разблокировка коммуникаций, строительство экстерриториального Зангезурского коридора, который будет контролироваться ФСБ. При этом Кремль всячески противится скорейшей реинтеграции остатков сепаратистского образования и, соответственно, выводу своего миротворческого контингента из Карабахского региона Азербайджана.
Любопытно, что эти приоритеты Москвой прозрачно оговариваются. Так, в уже упомянутом заявлении Марии Захаровой говорится: «Через их (трехсторонние договоренности) всестороннюю реализацию, включая разблокирование транспортных коммуникаций, делимитацию армяно-азербайджанской границы, налаживание контактов между общественностью, экспертами, религиозными кругами, парламентариями двух стран, а также переговоры по выработке мирного договора лежит наиболее прямой путь оздоровления ситуации в регионе». Здесь важно обратить внимание на то, что в списке мер «разблокирование транспортных коммуникаций» стоит на первом месте, а «переговоры по выработке мирного процесса» - на последнем. Вопрос же взаимного признания сторонами территориальной целостности не стоит вовсе.
Стоит сравнить этот список с пятью основными принципами нормализации отношений с Арменией, оглашенными официальным Баку, где на первом месте «взаимное признание суверенитета, территориальной целостности, нерушимости международных границ и политической независимости друг друга», а на последнем - «открытие транспорта и коммуникаций…». Дело в том, что Азербайджан рассматривает вопросы интеграции и разблокирования коммуникаций только после признания его территориальной целостности и конкретных шагов, подтверждающих это признание.
Установка Азербайджаном КПП на границе, которая произойдет в скором времени, фактически закрепит суверенитет страны над Карабахом и поставит Армению перед фактом вынужденного смирения с этой ситуацией. А потому предложение Алиева в Мюнхене армянской стороне о двусторонней установке КПП можно воспринимать как своеобразный великодушный жест в сторону Пашиняна, ведь в случае, если Армения пойдет на предложение Азербайджана, то будущая Зангезурская дорога не будет контролироваться российскими спецслужбами. Это выгодно как армянам, так и их западным партнерам. Вдобавок, облекая это решение в форму предложения, Баку помогает Пашиняну представить его общественности как успех на переговорах, меру по защите суверенитета Армении.
Если добавить сюда провал кремлевской миссии по внедрению в регион «контрабандного» олигарха Варданяна и тщетные попытки Москвы усилить в Армении пророссийски настроенную оппозицию, то станет ясно, что динамика событий на Южном Кавказе складывается для РФ не самым благоприятным образом.
В этих условиях не вполне ясно, являются ли заявления российских дипломатов обычным протокольным «отбрыкиванием» или подготовкой почвы для более серьезных действий в Армении - в эпоху стремительно меняющихся реалий отнюдь не удивительно будет услышать о «проведении специальной военной операции по девестернизации Армении».
Пока готовился материал, Ереван, устами министра иностранных дел Арарата Мирзояна, озвучил отказ от предложения Баку об установке КПП. Параллельно с этим армянские подразделения обстреляли позиции ВС Азербайджана на нескольких участках условной границы, а остатки бандформирований - в зоне временной ответственности РМК. Кажется, Пашинян снова решил сорвать переговоры. Азербайджан, со своей стороны, не будет терпеть провокации и ответит жестко, какие бы силы ни давали отмашку на припадок храбрости армянских воителей.
Как бы там ни было, шок жандармам обеспечен.