Еще одно домино Размышления Эмина Галалы
На днях спикер Палаты представителей США МакКарти встретился с президентом Тайваня Цай.
Официальные лица время от времени ездят к официальным лицам из других стран, которые, в свою очередь, наносят ответные визиты. Зачастую результативно. Еще более зачастую – не очень звучит, но смысл передает – безрезультатно, что тоже определенный результат. Но с указанной встречей сложнее. Хоть в ней не было глав супердержав (МакКарти не прост, но не хозяин Белого дома), но эхо встречи в Калифорнии пронесется по земному шару не только с экранов и динамиков бесчисленных теле- и радиостанций, ее освещавших.
Поездка главы Тайваня в США, включая награду за лидерство, преподнесенную в Нью-Йорке неделю назад, повлечет новый виток конфронтации США и Китая. Недвусмысленно напоминающий всем о принадлежности ему острова Пекин предупреждал США о недопустимости заигрывания с Тайванем. Обмен мнениями вышел на уровень перепалки (на нежном дипломатическом языке) в августе 2022 года, когда тогдашняя спикер Пелоси посетила Тайвань, несмотря на протесты Поднебесной. Какое Поднебесная – американские официальные лица, включая президента, просили старушку не ездить. Или делали вид, что просят – политика дело темное, очевидное оказывается невероятным, и наоборот. Но она поехала. Китай повозмущался и вроде как затих.
Вроде. Но не затих. Именно та поездка стала одной из причин прокремлевского крена Пекина. Последний вся явственнее сочувствует (не только на словах, но и на деле) России в ее противостоянии с остальным миром. Президент Украины Зеленский не может поговорить с лидером Китая по телефону. Ну нет у того времени. Или желания. Скорее всего, ни того, ни другого. Китай даже войной происходящее в Украине не называет. Только «кризисом».
Было бы наивно полагать, что все началось с поездки Пелоси. Противостояние Китая и США интенсифицируется пропорционально темпам роста политической и экономической мощи китайского гиганта. Соперничество подходит к уровню конфронтации Западного и Восточного блоков времен СССР. Но Тайвань оказался той принципиальной точкой, где стороны столкнулись лоб в лоб. Назовем это точкой Си, помня о господине Си Цзиньпине. Этот тот самый, который руководит крупнейшей в мире армией и стоит во главе страны с населением без малого 1.5 миллиарда человек, обладающей ядерным оружием. Если кто не вспомнил – это он не так давно образцово отчитал премьера Канады за утечку информации. Высказал ему с милой улыбкой все, что думает, и сразу ушел, подчеркивая тем самым, что аргументы звездного канадца ему малоинтересны.
Тайвань стал прибежищем для побежденного коммунистами в гражданской войне правительства Гоминьдана. Многие государства рассматривали правителей Тайваня как законных представителей Китая (Китайская Республика Тайвань). Но в 1971 году место Китая в ООН занял представитель Пекина, выпроводив назначенца Тайбэя (столица Тайваня). Почему – прочтете ниже.
Помню, как оказавшись лет 15 назад в Нью-Йорке во время Генассамблеи ООН я увидел на здании огромный плакат с большим столом с пустым стулом и надписью «За столом не хватает приглашенного – верните Тайвань в семью ООН». Именно Тайвань был одним из основателей ООН – гоминьдановцы правили Китаем во время создания организации. Не менее примечательно и то, почему Пекину удалось заполучить место в ООН. Это произошло после раскола между Пекином и Москвой. США решили создать для советской России сдерживающий фактор в Азии. Выпустив попутно китайского джина – или дракона – из бутылки. Хотя драконы в бутылках не бывают. Ну, смотря сколько выпить. Оттуда и динозавры вылезти могут. Но я отвлекся.
Возможностей Тайваня хватает не только на плакаты. Его признают более десятка стран мира, включая сделавшую это недавно Литву. Что навлекло на это балтийское государство гнев Китая, но литовцы отнеслись к этому спокойно. Впрочем, Тайвань не только прирастает, но и теряет сторонников. В 2023 году отношения разорвал Гондурас, одновременно установив их с Китаем. Однако помимо полноценных посольств, у Тайваня и десятки представительств, выполняющих, по сути, те же функции с небольшими ограничениями. Пекин заявляет, что максимум, на который может рассчитывать Тайвань – это широкая автономия после реинтеграции по образцу Гонконга и Макао. Последние известны во всем мире как мощные субъекты экономики, но политически они часть Китая. Тайвань входить в состав Китая не желает, заявляя, что демократия в опасности. Президент Цай это и выбрала в качестве основного тезиса на встрече с МакКарти.
Оставим историю и уходящие корнями в первые дни существования США связи с Тайванем. Но новое ухудшение отношений США и Пекина означает более активную поддержку Китаем России. Тут трудно сказать, что раньше – яйцо или курица. Состоялся ли этот визит президента Тайваня в США, потому что Китай был дружелюбен к России, или был ли Китай дружелюбен к России, в том числе с первых дней войны в Украине, в связи с жестким курсом Вашингтона по отношению к Китаю? В том числе из-за прошлогоднего вояжа Пелоси? Кстати, Нэнси вообще любила поездить, вон, в Армению заглянула, уронила скупую (или не скупую) слезу на памятнике жертвам того, что армяне называет геноцидом. Ну, поплакала, и ладушки.
Или Китай встраивает в вектор отношений с Россией свои сложности с Евросоюзом, в том числе по торговому соглашению? Или, например, фалуньгун которую всячески привечают на Западе и заклеймили как еретиков в Китае. Или уйгуры. Мы вовсе не собираемся обелять некоторые действия китайских властей по отношению к уйгурскому меньшинству, но то, что США внезапно воспылали особым интересом к данной тематике, наводит на определенные размышления.
Встреча американского лидера с тайванским вряд ли случайно произошла в преддверии переговоров в Пекине с лидерами Франции и Евросоюза. Господин Макрон и госпожа фон дер Ляйен оказались в столице Китая как нельзя кстати в плане удержания китайского лидера от слишком нервной реакции на вторую менее чем за год публичную пощечину от США. Но что, что, а не торопиться с реакцией китайцы умеют. Они уже тысячелетиями привыкли действовать с расстановкой, не спеша. Обходя острые углы. И даже идя на некоторые уступки. Как, например, проведение телефонного разговора – как только будет время, господин Си Цзиньпинь обязательно позвонит Зеленскому. Или намекнуть, что определенные действия Китая необязательно означают поддержку России. Тут ведь как, могут означать, а могут и не означать. А в целом сдается мне, что французско - ЕС-овский дуэт не достиг поставленных целей.
В экономическую плоскость противостояния Вашингтона и Пекина лучше не заглядывать. Может закружиться голова. Два гиганта производства и потребления.
Усиливающиеся сложности в отношениях США и Пекина как нельзя на руку России. К примеру, саммит Россия – Африка, против которого столь рьяно выступают Вашингтон и Брюссель, был бы уже, скорее всего, мертв, если бы против выступил Китай со своим огромным влиянием в Африке. Но Китай, скорее всего, посодействует Кремлю в организации этой тусовки. Конкуренции со стороны России бояться нечего, Китай прочно занял бреши, появившиеся на Черном континенте после отбытия СССР. А уколоть западных партнеров сам Бог велел.
Короче, эхо встречи МакКарти - Цай раздастся еще не раз. И ладно бы за столом всяких обсуждений, но, боюсь, и на поле боя. Вернее, разных боев. Короче, помните о глобальном домино.
И берегитесь его. Насколько это возможно, конечно.