Армения в яме внутриполитического кризиса: причины и последствия Нестабильность ставит под сомнение любые договорённости
В Баку неоднократно подчеркивали, что мирный договор должен быть заключен не с конкретным политическим лидером Армении, а с армянским государством в целом. При этом особо указывается на необходимость внесения изменений в Конституцию Армении, в которой содержатся территориальные претензии к Азербайджану. Эти справедливые требования Азербайджана указывают на понимание официальным Баку того, что Армения неизбежно скатится в пропасть внутриполитической нестабильности с трудно прогнозируемым итогом. Так оно и происходит.
«Сегодняшние опросы также показывают, что правящая партия на первом месте и пользуется поддержкой населения больше всех… Уверен, что если выборы пройдут в эту пятницу, то «Гражданский договор» победит, набрав 50%», — бодро и уверенно заявил на этой неделе спикер парламента Армении Ален Симонян.
Он, мягко говоря, выдал желаемое за действительное. Социологические данные, озвученные 6 мая Арамом Навасардяном, свидетельствуют о заметной тенденции: рейтинг правящей партии Армении «Гражданский договор» продолжает снижаться. Лишь 11,5% респондентов выразили готовность проголосовать за неё на гипотетических парламентских выборах в ближайшее воскресенье — это на 0,3% меньше по сравнению с предыдущим опросом.
На фоне столь низкой поддержки возрастает интерес к причинам, последствиям и возможным альтернативам на политической арене. Их несколько. Армения по-прежнему сталкивается с высоким уровнем безработицы, миграцией и недостатком инвестиций. Экономические реформы правящей партии либо буксуют, либо оказываются недостаточно эффективными.
Приведем конкретные цифры. На конец марта 2025 года в долларовом выражении государственный долг Армении составляет почти 13,6 миллиарда долларов. На конец 2024 года он составлял примерно 12,8 миллиарда долларов. Как видно, тенденция увеличения госдолга Армении сохраняется и остается устойчивой.
В соотношении к ВВП эта цифра приближается к 50%. Внешнеторговый оборот Армении в первом квартале 2025 года сократился на 54,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Всё это свидетельствует о провале попыток руководства Армении решить экономические проблемы, в которые страна загнала себя, фактически оказавшись в самоизоляции. Это закономерно отражается на рейтинге правящей партии. Он, используя модную ныне формулировку, демонстрирует выраженный отрицательный рост.
Это неудивительно ещё и потому, что имеют место публичные конфликты с участием членов правящей партии, а также из-за размытой риторики её руководства по ключевым вопросам. Очевидна неспособность бывших триумфаторов «шашлычной революции» консолидировать общество, что, в свою очередь, подрывает доверие к правительству.
И хотя ни одна из оппозиционных партий не демонстрирует явного лидерства — блок «Армения» (8%), РПА (3,7%), «Процветающая Армения» (3,2%) и другие имеют скромную поддержку — их совокупный результат превышает 20%.
Это создаёт основу для возможной коалиции. Однако раздробленность оппозиционного лагеря мешает объединению. Очевидно, что личные амбиции лидеров и идеологические различия затрудняют выработку единой повестки.
При этом наблюдается высокая доля неопределившихся и пассивных избирателей. Так, 5,5% опрошенных не хотят голосовать вообще, 4,5% намерены испортить бюллетени, 23,7% заявили об отказе участвовать, 6,4% отказались отвечать, 18,5% затруднились с выбором.
Итоговая картина — почти 60% электората не демонстрирует активной поддержки ни одной из политических сил. Это даже не тревожный сигнал, это — диагноз.
Налицо глубокий политический пессимизм, охвативший большинство армянского общества. Он демонстрирует усталость от одних и тех же лиц и обещаний, выражает колоссальное недоверие к самим выборам как институту перемен и показывает отсутствие яркой альтернативы даже провалившемуся по многим направлениям Николу Пашиняну, что делает оппозиционные силы мало привлекательными для пассивного электората.
Всё это лишний раз подтверждает то, о чём говорит официальный Баку: мирное соглашение следует заключать не с Пашиняном, а с Республикой Армения. Низкий уровень доверия к правящей партии делает её позиции хрупкими и ограничивает мандат на подписание судьбоносных документов.
Только широкий внутриполитический консенсус может гарантировать устойчивость договорённостей. Пока же ситуация остаётся нестабильной, а любая договорённость, достигнутая исключительно с действующим премьером, может быть оспорена будущими политическими силами. А это, в свою очередь, открывает путь к новой войне.