Война и нефть: индо-пакистанский конфликт взвинчивает цены Геополитика разогрела нефть
Наблюдаемая с начала апреля тенденция спада котировок на углеводородное сырье накануне довольно резко сменилась «бычьими» трендами.
Утром в среду, 7 мая, после публикации статистики Американского института нефти (API) о снижении объема запасов в США, а также в силу готовности Пекина в ближайшие дни приступить к консультациям с Вашингтоном по тарифным разногласиям, началось повышение мировых цен на нефть. Атака индийской авиации и ракетные обстрелы приграничных пакистанских населенных пунктов в ночь на 7 мая также оказали влияние на биржевые котировки. Энергетическая инфраструктура Пакистана подверглась повреждению. Всё это увеличивает ставки для разрастания военного конфликта в регионе, попутно подталкивая вверх цены на нефть.
Ведущие сырьевые биржи мира уже около полутора месяцев находятся под ощутимым давлением тарифной войны США с Китаем и другими ведущими экономиками мира, а также сменой политики Саудовской Аравии и ряда других стран-участниц соглашения ОПЕК+, готовых ощутимо нарастить добычу нефти. В минувшую субботу лидеры нефтекартеля согласились продолжить ослабление ограничений на поставки в стремлении повлиять на некоторых участников соглашения (повинных в перепроизводстве) и отвоевать свою долю рынка.
Последнее повышение добычи более чем на 400 тысяч баррелей в день, начиная с июня, почти совпало с аналогичным увеличением, объявленным в прошлом месяце, когда по инициативе Эр-Рияда было принято шокирующее решение вернуть втрое больше запланированных на май объемов нефти.
Ситуация усугублена инициированными США торговыми войнами, угрожающими спросу, что отразилось в недавнем обвале котировок на азиатских сырьевых биржах. В силу перечисленных факторов у биржевых игроков и инвесторов возникли опасения, что дополнительное предложение и снижение спроса могут привести к глобальному перенасыщению.
Пятого мая спотовые цены на нефть марки Brent на лондонской бирже ICE опустились до 58,88 доллара за баррель, а июньские фьючерсы подешевели до 55,3 доллара за бочку.
Казалось бы, «медвежьи» объятия крепко прижали сырьевые котировки к двухлетним минимумам. Однако со вторника на среду рынок оказался под влиянием факторов иного порядка.
На ведущей лондонской бирже InterContinental Exchange Futures (ICE) цена барреля нефти марки Brent повысилась до 63,18 доллара за баррель и впервые торгуется по такой цене с 30 апреля. В свою очередь, цена азербайджанской нефти Azeri Light в итальянском порту Августа по базису CIF выросла до 64,94 доллара.
В целом с локального минимума, достигнутого 5 мая, котировки отскочили вверх на 7,5%. Более того, рынок нефти отыграл на 20% в сторону роста после падения с начала апреля.
Одной из причин текущего повышения цен на нефть эксперты указывают публикацию статистики Американского института нефти (API) при Минэнерго США, согласно которой коммерческие запасы нефти в США за неделю по 2 мая сократились на 4,49 миллиона баррелей. Причем в краткосрочной перспективе прогнозируется их дальнейшее небольшое снижение.
Продолжавшееся с апреля снижение нефтяных цен заставило некоторые американские энергетические компании, в частности Diamondback Energy и Coterra Energy, объявить о сокращении буровых установок.
Аналитики отмечают, что это должно поддержать цены со временем благодаря уменьшению предложения. Не стоит также забывать, что критическая цена для многих американских производителей сланцевой нефти — 62 доллара за баррель американского сорта нефти WTI. По оценкам экспертов S&P Global, дальнейшая игра на понижение цен до 50 долларов за баррель может привести к сокращению добычи более чем на 1 миллион баррелей в сутки и, по сути, ввести в ступор весь американский сектор сланцевой добычи.
С другой стороны, в последние дни наметился прогресс в вопросе достижения договоренностей между США и Китаем, готовых наконец приступить к торговым переговорам. Bloomberg сообщает, что этот шаг позитивно влияет на возможное ослабление напряженности на фоне торговой войны между двумя крупнейшими экономиками мира. Более того, в мире наметился позитивный настрой относительно постепенного снижения «драконовских» пошлин, что, по мнению аналитиков крупнейшей банковской группы Нидерландов ING Group, улучшит глобальный нефтяной спрос.
Нефтяные цены также реагируют на иные позитивные сигналы о росте спроса. Потребители в Китае активнее тратили во время празднования Дня труда, после пятидневных выходных активность на рынке восстановилась. В Европе компании ожидают роста прибыли в первом квартале на 0,4%, что является улучшением по сравнению с прогнозом падения на 1,7% неделей ранее.
Наконец, важнейшей причиной резкого роста цен на нефть стал переход индо-пакистанского конфликта в горячую фазу: в ночь на среду Индия приступила к военной операции «Синдур» и нанесла авиационные и ракетные удары по приграничной территории Пакистана. В том числе удары были нанесены по населенным пунктам Котли, Бахавалпур и Музаффарабад, преимущественно по местам проживания гражданского населения, приведя к ранениям и гибели порядка полусотни пакистанских граждан.
Ответные действия Пакистана были направлены исключительно на военную инфраструктуру — пограничные блокпосты, штаб; также были сбиты около пяти индийских истребителей. Несмотря на призывы международного сообщества и ООН отказаться от дальнейшей эскалации конфликта, после ночного нападения Индия дополнительно нанесла удар по пакистанской гидроэлектростанции «Нилум-Джелум» и, по данным армии Пакистана, повредила эту ГЭС. Более того, в Дели угрожают перекрыть шлюзы крупных водохранилищ (истоки русел большей части крупных рек расположены на индийской территории), фактически лишив Пакистан доступа к пресной воде.
Эксперты не исключают, что все эти безответственные шаги могут иметь весьма печальные последствия для всего региона, где неподалеку проходит оживленный морской нефтяной трафик между странами Азии и Персидским заливом. Беспокойство нефтетрейдеров и брокеров из-за конфликта между Индией и Пакистаном уже утром в среду отразилось на росте биржевых цен на нефть.
«Участники нефтяного рынка отыгрывали не только необходимость снятия перепроданности, но и беспокойство по поводу резкого ухудшения отношений Индии и Пакистана, которые оправдались ночью», — отметил руководитель направления инвестиционного консультирования «Алор Брокер» Алексей Антонов. По мнению эксперта, на графике нефти сформировалась фигура «двойное дно», указывающая на смену тренда на восходящий.
Напомним, что эскалация военных конфликтов и санкционное противостояние традиционно отражаются на росте цен энергоресурсов: подобный эффект наблюдался на фоне российско-украинской войны, вызвавшей в 2022 году энергетический кризис в Европе, а также после нападения движения ХАМАС на Израиль осенью 2023 года, обернувшегося мощнейшим конфликтом на Ближнем Востоке с взаимными ракетными ударами и угрозой судоходству нефтяных танкеров в зоне Красного моря.
Сегодня было бы ошибочно строить догадки о том, сколь долгосрочен и интенсивен будет индо-пакистанский конфликт, но в случае худших сценариев эта война может оказать существенное влияние на показатели нефтяного рынка. Большинство экспертов на данный момент всё же склоняется к мысли, что среднегодовые цены на нефть Brent в 2025 году сохранятся в промежутке от 63 до 67 долларов за бочку.
Согласно опубликованному на днях прогнозу Управления энергетической информации (EIA) Минэнерго США, прогноз средней стоимости Brent в текущем году составит 65,85 доллара за баррель. Ранее этот показатель оценивался на уровне 67,87 доллара.
Указанные цифры несколько ниже заложенной в госбюджете Азербайджана на 2025 год нефтяной цены на уровне 70 долларов за баррель. Вполне вероятно, что для уравновешивания бюджета правительство может секвестировать часть второстепенных расходов казны. К тому же ёмкие золотовалютные резервы и пока еще профицитный платежный баланс позволят нашей стране пройти нынешний период без особых потерь — разумеется, если прогнозы EIA и иных экспертов не изменятся до конца года.