twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2025. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Вернется ли Сирия в лоно арабского мира? Обзор Шерешевского

05 Мая 2023 15:44

Министры иностранных дел Саудовской Аравии, Ирака, Иордании, Египта и Сирии встретились на этой неделе в Аммане - столице Иордании, чтобы обсудить возвращение Сирии в Лигу арабских государств (ЛАГ). Для чего это им и насколько реалистичны подобные планы? Ответы на эти вопросы отчасти проливают свет на то, как устроена ближневосточная политика и что представляет собой современная Сирия.

Переговоры, включавшие обсуждение обязательств, которые САР должна выполнить для возвращения в ЛАГ, являются частью инициативы по решению сирийского кризиса, выдвинутой Иорданией. Саудовская Аравия, недавно нормализовавшая отношения с Ираном и союзной ему Сирией, тоже активно лоббирует возвращение Дамаска в лоно арабского мира.

Как утверждает иорданский политический аналитик Амер Аль Сабайлех, встреча в Аммане заложила основу для возвращения Сирии в ЛАГ и, если это случится, то «будет иметь большое значение в последующих дискуссиях о Сирии с международным сообществом, особенно с США».

Сирийский кризис, как известно, длится уже 12 лет, с начала «арабской весны», превратившей Сирию в зону военных действий между правительством и повстанцами. Около 10 миллионов граждан покинули страну, все население которой до начала восстания (Саура) против диктатора Башара Асада составляло около 26 миллионов. Многие осели в соседних странах, включая Турцию, Ливан, Иорданию.

Лига арабских государств приостановила членство САР 12 ноября 2011 г. Официальной причиной стало невыполнение ее властями соглашения по урегулированию политического кризиса в стране и непрекращающееся насилие в отношении протестующих граждан. Об этом заявил тогда премьер-министр Катара Хамад бин Джабер аль-Тани. Таким образом Сирия, которая в 1944г. стала одним из основателей ЛАГ, с 2011-го не может участвовать в ее заседаниях.

А США в 2019-м приняли так называемый Закон Цезаря, наложивший на сирийский режим тяжелые санкции. Наряду с разрушениями, вызванными подавлением восстания, этот акт превратил контролируемые Асадом регионы в зону нищеты, где на зарплату значительной части населения там можно было купить лишь несколько килограммов фруктов. Согласно данным Программы развития ООН, 83 % сирийцев существуют сегодня за чертой бедности, около 12 миллионов человек нуждаются в гуманитарной помощи, и в целом ВВП Сирии составляет треть от того, что было до начала войны (в 2010 г). Граждане страны испытывают нехватку базовых услуг, включая доступ к питьевой воде, электричеству, топливу и газу.

«Международное сообщество, - отмечает Амер Аль Сабайлех, -  в основном остается в стороне и тем самым заставляет регион платить высокую цену за изоляцию и санкции против Сирии».

Однако возвращение Сирии в ЛАГ станет возможно в том случае, если удастся достичь консенсуса в этом вопросе между странами - членами этой организации. Если это произойдет, то ЛАГ могла бы обратиться к США с просьбой снять с Дамаска санкции или по крайней мере смягчить их. А как принято считать, к мнению ЛАГ в Вашингтоне прислушиваются.

Но почему сегодня многие арабские страны, не желавшие иметь с Асадом ничего общего после восстаний в этой стране и жестокого их подавления, вдруг решили помочь Дамаску вернуться в семью арабских стран, да еще и избавить ее от санкций? И это несмотря на то, что вот уже несколько лет границы зон, контролируемых различными силами в Сирии, не меняются. Так, под контролем режима Асада остается около 60 процентов территории, включая столицу - Дамаск. В той же зоне располагаются вооруженные силы РФ, ИРИ и приглашенные иранцами и Асадом шиитские ополченцы со всего Ближнего Востока. Причем именно поддержка этих сил стабилизирует режим.

Вооруженные формирования, связанные с Курдской рабочей партией (РПК), контролируют около четверти сирийской территории на севере и востоке. Их поддерживают американские вооруженные силы. Наконец, протурецкие антиасадовские повстанцы, которые тоже противостоят курдам, при поддержке турецкой армии контролируют около 15 процентов страны на севере и северо-западе.

Поскольку за каждой из сторон стоят державы, то любое изменение границ зон влияния – дело сложное и опасное. Вполне возможен политический конфликт между весьма мощными государствами, значимость которого окажется далеко за рамками Сирии. Скорей всего именно поэтому, дабы не допустить серьезного столкновения интересов, режим Асада оказался относительно стабилен. Нравится или не нравится кому-то Асад, с ним приходится иметь дело.

Реальная политика основана на прагматизме, расчете и выгоде правящих классов и военно-политических групп, а не на каких-либо моральных принципах. Таков мир, в котором мы живем, и другого пока нет. Поэтому сегодня арабские государства, а с ними и Турция, готовы к переговорам с Асадом, причем не бескорыстно, а прежде всего для возвращения обосновавшихся у них сирийских беженцев домой.

Помимо проблемы беженцев, существуют и другие условия для нового присоединения Сирии к ЛАГ. Согласно заявлению, опубликованному по итогам встречи, «Сирия совместно с Иорданией и Ираком в течение месяца сформирует две совместные рабочие группы по вопросам политики безопасности для выявления источников производства и контрабанды наркотиков в Сирии. Группы будут искать контрабандистов, распространяющих наркотики, и принимать меры для прекращения контрабандных операций».

То есть, называя вещи своими именами, арабы хотели бы восстановить отношения с Асадом потому, что он остается у власти и контролирует большую часть страны, по сути, являясь политическим актором. А значит, с ним нужно договариваться, так как он представляет определенную силу. Не говоря уже о том, что часть стран ЛАГ очень надеется избавиться от миллионов сирийских беженцев, поселившихся, например, в Иордании и Ливане. Ну и как дополнительный бонус - приостановить экспорт из этой страны наркотиков. Немало беспокоит арабские государства и то, что иранцы привезли в САР для поддержки преимущественно алавитского (шиитского) режима Асада лояльных Тегерану боевиков, завербованных на пространстве от Афганистана до Ливана, и превратили страну в часть «шиитского полумесяца», исконной сферы влияния Ирана.

Несмотря на то, что Саудовская Аравия, ОАЭ и некоторые другие арабские страны сейчас пытаются наладить отношения с ИРИ, наращивание иранской военно-политической мощи, фактическая интеграция Сирии в иранскую сферу влияния их совсем не устраивает. Так отчего бы не предложить Асаду уменьшить иранское присутствие в Сирии в обмен на помощь в восстановлении разрушенной войной страны? Деньги-то у арабов есть, во всяком случае у СА и ОАЭ.

Планы возвращения Дамаска в лоно ЛАГ и вообще арабского мира с целью решения ряда вопросов практического характера и ограничения иранского влияния в Сирии в обмен на финансовую помощь арабов - планы на первый взгляд разумные. И все же на пути их реализации существует множество препятствий. Во-первых, Катар, Кувейт и Марокко против возвращения Сирии в ЛАГ, причем каждый по своим причинам. Катар и Кувейт симпатизируют сирийской исламистской оппозиции, проецируют свое влияние на Ближнем Востоке, поддерживая группировки, связанные с фундаменталистами суннитского толка, к примеру, «Братьями-мусульманами», противостоящими Асаду. Марокко тесно связано с США и, до определенной степени, с Израилем, с которым эта страна недавно нормализовала отношения. Марокканцам не нравится проиранский антиамериканский и антиизраильский режим Асада. То есть противоречия с ним сохраняются.

Во-вторых, иранское влияние. Вряд ли его можно так легко подорвать. Аналитик Вашингтонского института стран Арабского (официально Персидского – ред.) залива Али Альфонех замечает по этому поводу, что «долгое время сторонившийся арабских государств из-за зверств, совершенных им против гражданского населения во время гражданской войны, режим президента Сирии Башара аль-Асада постепенно возвращается в лоно арабских стран. Но хотя на первый взгляд иранские СМИ, действующие под контролем государственной цензуры, одобряют нормализацию отношений Сирии с ее арабскими соседями, между строк чувствуется беспокойство по поводу снижения зависимости Дамаска от Тегерана и возможности потери Ираном контроля над режимом Асада».

У богатых арабских стран Персидского залива есть деньги, которые могли бы помочь Асаду восстановить сирийскую экономику. Но у них нет того, чем обладает Иран - массы вооруженных ополченцев, которые составляют основу сил Асада. Без них он вряд ли сумеет удержать власть и это, пожалуй, главное. Кроме того, проиранские шиитские группировки давно и тесно переплелись с официальными вооруженными силами режима, будь то Четвертая дивизия или МСО (Местные силы обороны).  Поэтому Иран обладает огромным влиянием внутри Сирии и просто так избавиться от этого влияния или даже уменьшить его, вряд ли получится.

Иранцев же, как известно, легко впустить на свою территорию, но после того, как они укоренятся на ней, подчинят себе часть вооруженных сил и сил безопасности, избавиться от них крайне сложно. А потому один из ведущих израильских экспертов в вопросах политики Ирана Джонатан Спайер считает, что планы арабских государств на вытеснение или существенное ослабление иранского влияния в САР по указанным причинам вряд ли осуществятся.

В-третьих, возвращение беженцев из арабских стран (как и из Турции) в Сирию выглядит сегодня нереалистично. Миллионы людей уже обустроились на новых местах, нанялись на работу или открыли бизнес, их дети ходят в местные школы. К тому же сирийский режим не особо доверяет этим людям, подозревая их в нелояльности - при возвращении домой беженцы подвергаются допросам и арестам, некоторых мобилизуют в армию Асада. Отдельные представители режима откровенно заявляют, что, возможно, беженцам лучше совсем не возвращаться - пусть, мол, в Сирии будет меньше людей, зато они будут лояльны Асаду.

К этому нужно прибавить стихийный террор лоялистских группировок, в особенности упомянутой выше Четвертой дивизии, которую возглавляет младший брат диктатора - Махер Асад. Эти коррумпированные группы обкладывают данью бизнес и фермеров, могут захватить имущество местного населения и т.д. Вернувшиеся домой беженцы - самая лакомая часть пирога. Их можно безнаказанно грабить и оказывать на них давление всеми мыслимыми методами, как на потенциально нелояльных режиму людей, вымогая у них деньги и имущество.

В условиях, когда режим превратился в сеть более-менее самостоятельных вооруженных ополчений и группировок, которые связаны между собой только лояльностью к Асаду, обкладывающих данью местное населения, ни о каком подъеме экономики или возвращении основной массы беженцев не может быть и речи.

И, наконец, весьма непросто разрешить проблему наркотиков. Не исключено, что Сирия Асада уже превратилась в наркогосударство. Журнал Economist считает, что для президента САР наркотики стали благом, ибо его страна превратилась в главного в мире поставщика каптагона. Издание отмечает, что «в то время как официальная экономика рушится под бременем войны, санкций и хищнического правления Асадов, наркотик стал главным экспортом Сирии и источником твердой валюты. Центр оперативного анализа и исследований (COAR), консалтинговая компания с Кипра, считает, что в прошлом году власти других стран изъяли сирийских наркотиков на сумму не менее $3,4 млрд. Это можно сравнить с крупнейшим легальным экспортом Сирии - оливковым маслом, стоимость которого составляет около 122 млн долларов в год. Наркотики финансируют центральное правительство, говорит и эксперт Ян Ларсон, написавший недавний доклад на эту тему для COAR».  Причем завозятся наркотики из Сирии преимущественно в страны Персидского залива.

Обедневшему режиму трудно платить своим войскам, поэтому Асад передал часть страны в управление полевым командирам, которые контролируют экспорт наркотиков. В особенности это относится ко всё той же Четвертой дивизии, которой командует Махер аль-Асад, младший брат президента. Другие военные управляют наркотрафиком в средиземноморских портах страны. Поэтому Дамаску сложно было бы отказаться от наркоторговли, которая так беспокоит страны Персидского залива. Слишком влиятельны те, кто за ней стоит.

Подводя итоги, можно сказать, что планы Саудовской Аравии и ее партнеров интегрировать Сирию в Лигу арабских государств, превратив ее из изгоя в друга большинства арабов, не лишены логики, но сталкиваются с огромными проблемами и вряд ли реализуемы в обозримом будущем.

Caliber.Az
Просмотров: 841

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
ads
Cамые читаемые
1

Крах индийской военной репутации и триумф тактической дальновидности Пакистана Исламабад сбил миф о непобедимых Rafale

9956
09 Мая 2025 12:28
2

Пакистан включил режим молниеносной войны Армия Индии не выдержала реальной проверки

4476
10 Мая 2025 09:35
3

Очистить героическую историю от великодержавного высокомерия Аналитика Сергея Богдана

4144
09 Мая 2025 19:35
4

День Победы и тень странных действий Видео YouTube-канала Caliber.Az

3766
08 Мая 2025 20:01
5

Варданяны, золото и лоббизм Как выводились деньги из России

3748
09 Мая 2025 10:23
6

Один пассажир более чем за полмиллиона Удручающие показатели региональных аэропортов Азербайджана / ВИДЕО / ОФИЦИАЛЬНО

2789
09 Мая 2025 12:18
7

Две победы над фашизмом Азербайджан всегда на стороне справедливости

2550
09 Мая 2025 08:28
8

Советская станция «Космос-482» упала на Землю

2318
10 Мая 2025 14:18
9

Азербайджанские коммандос на Красной площади: ВИДЕО/ФОТО

2128
09 Мая 2025 11:44
10

Франция теряет влияние, а Макрон — лицо Чернов и Гольцман на Caliber.Az

1898
08 Мая 2025 19:02
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading