Зачем США подталкивают Украину к наступлению без авиации? Расклад Шерешевского
Издание Politico привлекает по двум причинам: во-первых, это одно из самых влиятельных и информированных изданий Запада, а во-вторых, оно более откровенно, чем другие. Причем его публикации можно рассматривать и как механизм, с помощью которого высокопоставленные американские чиновники стремятся довести до сведения общественности (неофициально и анонимно) свою точку зрения.
В своих последних, вероятно, наиболее откровенных за последнее время заметках о событиях в Украине, Politico сообщает, что президенту Владимиру Зеленскому приходится поддерживать сложный баланс: с одной стороны, западные партнеры требуют от него как можно более скорого и успешного контрнаступления, а с другой – не спешат передавать Украине боевую авиацию, способную сражаться с российскими самолетами и обеспечить господство или хотя бы паритет в воздухе. Так что вполне понятно, что украинское руководство обеспокоено несоответствием положения дел на фронте ожиданиям Запада, который хочет видеть реальные успехи ВСУ. Ведь это может привести к сокращению международной военной помощи и давлению на Киев, пусть пока косвенному, с целью возобновления переговоров с Москвой.
Издание прямо указывает, что «несмотря на публичные обещания поддерживать Украину столько, сколько потребуется, в начале этого года официальные лица Вашингтона предупредили своих коллег в Киеве, что им необходимо в ближайшее время добиться серьезных успехов на поле боя, пока поставки оружия от США и европейских союзников продолжаются. Они также сообщили украинцам, что, поскольку в США наступает предвыборная пора и борьба за президентское кресло, по всей видимости, будет исключительно бурной и взрывоопасной, достаточный уровень военной и экономической помощи от Конгресса сохранить будет сложно». Более того, по словам украинских законодателей, в ходе недавних переговоров с представителями Госдепартамента и Совета национальной безопасности США вопросы о будущих обязательствах и запросах были отклонены, и в ответ часто звучало: «Посмотрим, как пойдет контрнаступление».
Налицо парадокс: западные деятели настаивают на решительных действиях и обязательном успехе ВСУ, при этом, ввиду недостатка техники и иных объективных причин, западные же военные считают, что в ближайшее время масштабное успешное наступление ВСУ маловероятно. Так, глава объединённого комитета начальников штабов США генерал Марк Милли прямо говорит, что «это будет крайне сложная задача» и что Украина «вряд ли сможет изгнать все российские войска со своей территории в этом году». «Не думаю, что это может быть сделано в ближайшей перспективе в этом году», - сказал Милли в интервью Defense One.
Можно, конечно, поспорить об определениях - что считать и что не считать успехом, однако, как ни крути, пока действия ВСУ, после продвижения на несколько километров упершиеся в российские линии обороны, не выглядят как большие успехи. Разумеется, не являясь военными специалистами, не стоит выносить каких-либо окончательных суждений о происходящем, тем более что анонсированное контрнаступление может продолжаться месяцами.
Между тем обращает на себя внимание восклицание известной российской либеральной публицистки Юлии Латыниной: «Почему Запад не передал ВСУ современную боевую авиацию и другие виды новейшего оружия, заставив их вести операции в духе ХХ века, вместо того чтобы позволить действовать в духе XXI века?» И по сути, она права: в последние 20-30 лет все наступательные операции Запада, да и сама его военная доктрина основаны на широкомасштабном применении авиации (так было в Ираке, в бывшей Югославии), а тут от Украины требуют скорейшего и одновременно успешного прорыва, не дав ей современные боевые самолеты. Впрочем, современными танками ВСУ обеспечили в ничтожном количестве. И все это на фоне утверждений западных военных спецов, открыто выражающих сомнения в успешности контрнаступления – «вряд ли украинцы достигнут больших результатов».
Можно, конечно, гадать - какими мотивами руководствуются американцы, но куда важнее то, что непосредственно проистекает из их действий: толкая ВСУ к наступлению без авиации на хорошо укрепленные, защищенные артиллерией российские позиции, они принуждают их к огромным потерям при невнятных перспективах. В случае отсутствия успехов Украине грозят снижением поставок оружия и финансовой помощи, в случае промедления - тоже. Это означает, что, возможно, США намерены через какое-то время (вероятно, ближе к выборам, которые запланированы на ноябрь 2024 года) попытаться заставить Украину отказаться от наступательных планов и заморозить конфликт вдоль существующих линий противостояния (тех, что будут на тот момент), как это было с Кореей, то есть договориться с Кремлем. Похоже, этот вариант прекращения конфликта (фактически раздел Украины между державами, если называть вещи своими именами) Байден намерен продать своим избирателям (ранее такой сценарий озвучивался интеллектуалами из корпорации RAND, консультирующими американское руководство). Может быть, у администрации Вашингтона другие цели, но пока расценить ее действия иначе невозможно.
В предложенных им условиях украинцы могут попытаться тянуть с крупными операциями, ожидая подхода авиации и других новых поставок оружия. Возможно, также, что украинские силы приостанавливают наступательные операции, чтобы пересмотреть свою тактику будущих действий. Так, руководитель разведывательного центра Сил обороны Эстонии полковник Марго Гросберг заявил 16 июня, что, по его оценке, «в ближайшие семь дней мы не увидим наступления». А 17 июня газета Wall Street Journal сообщила, что украинские силы «в основном приостановили свое наступление в последние дни», поскольку их командование пересматривает тактику. Эта информация согласуется с недавними наблюдениями ISW (американский Институт изучения войны) о масштабах и подходе локальных украинских наступательных операций на юге и востоке Украины. Однако эти оценки могут быть неточными и, кроме того, могут вообще носить характер дезинформации. Так что мы ничего не знаем о планах командования ВСУ, однако видим, на что направлены действия США.