Верить ли Макиавелли? Размышления Эмина Галалы
Жил в XVI веке во Флоренции незаурядный человек по имени Николо ди Бернардо Макиавелли. Если перечислять его деяния, то всей статьи не хватит. Скажу только, что именно Макиавелли считается основателем политологии и политфилософии.
Причины цитировать Николо всегда найдутся. Сегодня я обращаюсь к нему в связи с недавними событиями в России. «Пригожинщина» уже сегодня сравнивается с «пугачевщиной». Те, кто уже потирал руки в предвкушении падения Путина, вынуждены довольствоваться утешительными призами в виде «Позор!», «Путин слаб», «Россия на пороге краха» и прочее. Запад пытается в очередной раз разгадать загадочную русскую душу. Разгадать ее хотят, чтобы расшатать. Не душу, а саму Россию. Уж слишком беспокойным и неумным оказался северный сосед. Слишком стремительно превратился из страшного медведя-шатуна в доброго плюшевого мишку конца 80-ых, и так же сиюминутно «обмонстрился» в течении последних 15 лет.
Происшедшее с Пригожиным и ЧВК «Вагнер», конечно, позор. Но позор начался не на прошлой неделе. Он случился раньше, в тот самый день, когда частное военное предприятие оказалось альтернативой регулярной армии. Когда Пригожин и его зеки-контрактники внезапно стали «оплотом-надежей» Государства Российского. Когда с экранов телевизоров и социальных сетей понесся поток оскорблений и обвинений в адрес кадровых военных генералов. Рискну предположить, что обвинения были по крайней мере частично обоснованы.
А какую реакцию нужно было ожидать от армии и тыловиков-снабженцев? Каждый успех «Вагнера» был сертификацией фиаско Министерства обороны России. Каждый репортаж о победе на фронте зэков с автоматами наводил на мысли о необходимости превращения в зэков должностных лиц МО. Отсюда и палки в колеса, и саботаж, и эпатаж.
Частные военные компании есть во многих странах мира. Вспомним хотя бы знаменитый американский Blackwater, оставивший страшный след в Ираке. Одна бойня на площади Нисур чего стоила. Но есть одно «но». Причем большое. Частные компании никогда не используются как альтернатива регулярной армии, они привлекаются к действиям, где участие армейских подразделений нецелесообразно как с юридической, так и с репутационной точки зрения.
Но у России, как известно, во всем свой путь. Вот и в данном случае окрыленные точечными успехами ЧВК вне России кремлевские стратеги не поняли опасности выпущенного из бутылки джинна. Романтизированная воровская легенда и почти героизированный клич «ауе» (арестантский уклад един) сыграли свою роль. Страшная формула «убей на гражданке – воюй на фронте – освободись от ответственности» вдруг стала устраивать всех. И зэков, и их лидеров, и политиков, и часть простых граждан.
Мы уже писали о кощунственности подхода, когда семья жертвы может запросто оказаться в самолете в соседнем кресле с убийцей через пару лет после совершения им преступления. Причем убийца будет вполне легально лететь себе на отдых. Или, скажем, на шоппинг. Он ведь реабилитирован и принят в лоно общества. Исправно убивал украинцев и достоин прощения.
Кто-то вспомнит штрафбаты времен Второй мировой. Туда тоже направляли заключенных. Было, не спорим. Но то было порождением страшного гения Сталина, которого вопросы гуманизма и приличий мало интересовали.
Русская пословица гласит: «посеешь ветер – пожнешь бурю». Россия посеяла бурю. Урожай нам известен. После череды невозможных в нормальном государстве публичных склок и скандалов «опричник наоборот» Пригожин решился на мятеж. И неминуемого наказания, о котором говорил Путин в своем обращении, мы пока не увидели. Российский лидер, обычно весьма точный в своих публичных заявлениях, даже оговорился – наверное, по Фрейду – заявив, что участники мятежа совершают неповторимую ошибку. Он хотел сказать, что ошибка непоправимая. На мой взгляд, неповторимо-непоправимую ошибку совершил Кремль. В тот самый момент, когда решил заключить гражданский договор с убийцами и насильниками и предоставить им акселеративно-реформационную возможность на крови.
Говорят, у природы нет плохой погоды. Но у природы есть плохой Пригожин. Не пригожий, с точки зрения российского истеблишмента. Хотя кто знает, кто кому нравится, и почему. Причудлива история в выборе сложных узоров и хитросплетений. Рихард Вагнер, великий немецкий композитор и при этом давний кумир Гитлера, был автором «Валькирии». Именно это слово стало обозначением заговора июля 1944 года, направленного на свержение фюрера. А прибывший на защиту Москвы чеченский спецназ? Чем не аналог знаменитой «Дикой дивизии», чья доблесть вписана в историю Первой мировой войны. Но ни России, ни ее императору это не помогло. А миротворчество Лукашенко? Помнится, как горд был Минск своей роли в заключении мирного соглашения между Россией и Украиной в 2014 году. К сожалению, тот миротворческий успех был лишь прологом к трагедии, которую мы сегодня наблюдаем. Не удивлюсь, если и в случае с Пригожиным посредничество Минска – это только отсрочка неминуемого развития событий. Путин и перешедший российский Рубикон Пригожин не простят и не забудут.
А мы забыли. О Макиавелли. Еще много веков назад сей почтенный муж определил пагубность использования наемников для управления государством. Согласно Николо, тот, кто сидит во власти на штыках наемных солдат, никогда не может себя чувствовать в безопасности…