Кровавый пат - страдания Нострадамуса Размышления Эмина Галалы
Мы уже говорили о превратностях политических прогнозов. И не раз. Для того, чтобы доказать справедливость данного утверждения далеко ходить не надо. Да и близко тоже. Можно проиллюстрировать не сходя с места.
Как? Взглянув на утверждения автора о по большей части несбывшихся предсказаниях по войне в Украине. Самразоблачаться как несостоявшийся оракул удовольствие так себе. Приятнее надувать щеки и объяснять, что оказавшиеся далекими от реальности прогнозы не так уж далеки. И что если вглядеться повнимательнее, почти угадал. Но, если положить руку на сердце и другие части тела (например, на голову) то вынужден признаться – не угадал. Другой вопрос почему толкование предстоящих в ходе войны между Россией и Украиной событий оказалось ошибочным. И этот анализ наряду с доказательством несостоятельности как ясновидящего приводит и к ряду других результатов.
Прежде всего, развенчанный миф о могуществе России. На протяжении многих лет даже самые упертые критики российской действительности часто полагали, что при всем разгуле коррупции нужды армии являются чем-то вроде священной коровы и ее обеспечение находится под особым контролем. Ан нет! Оказалось, все с точностью наоборот. В армейской среде грабили особенно бездумно и душевно. Я не к тому, что грабить можно вдумчиво и с душой, нет. Но Россия оказалась абсолютно неготова к противостоянию с Украиной. Можно пытаться это объяснить мощнейшей поддержкой Киева Западом. Но первый удар украинцы отражали за счет имеющихся у них в феврале 2022 года ресурсов. И даже этого оказалось достаточно, чтобы российская армейская машина забуксовала. Забуксовала так, что в качестве буксира впрягли банальных (хотя подчас неординарных) зэков. «Какой ты пригожий сегодня, Пригожин» - грустная шутка в России июля 2023 года. Но об этом не буду, все уже сказано.
Вспоминается знаменитый английский стишок в переводе Маршака. «Потому что в кузнице не было гвоздя». В российской кузнице не оказалось гораздо большего, чем гвоздь. Наковальни. Да и кузнец куда-то запропастился. Был, правда, молот (кувалда), но ее использовали для других целей. “And all for the want of a horseshow nail”. Кстати, стишок этот гулял по Англии еще с 17-ого века. Англичане уже тогда хорошо усвоили важность постоянной боевой готовности.
Тяжко Кремлю. С одной стороны, нужно поддерживать имидж «смотрящего на районе». Все больше и больше дерзящих, все больше требующих настоящего партнерства без остаточных явлений «синдрома старшего брата» (который братом то никогда не был). Но вариантов мало, и не до дерзящих сейчас. С Киевом бы совладать.
Война в Украине интереснейшим образом развеяла миф о разобщенном ослабленном Западе, раздираемом противоречиями. Запад сплотился перед лицом России, частично вызвавшейся, а частично и назначенной на роль экзистенциального оппонента. Отсюда и поток многомиллиардных вливаний Украине. Правда, миф был развеян с одной стороны только для того, чтобы подобно новой туче на горизонте нависнуть вновь, теперь уже с другой стороны. Кроме ропщущих внутри Европы (громче всех слышен голос Венгрии) диссонанс в мировой хор осуждения действий России внес глобальный Юг. Это, конечно, не Запад, но именно там вызревает новый «центр тяжести». Понять лидеров региона, наверно, можно. Они не поддерживают Россию, но им хочется понять, почему одинаковые события в разных точках мира вызывают столь разную реакцию.
Совсем иной предстала, даже явилась миру Украина. Сколько бы не пытались шельмовать ее воинов «националистами и боевиками» российские СМИ, подвиг украинцев на поле боя этим борзописцам не отнять. Героизм украинцев достоин уважения. По сути, они уже одержали свою победу. Но угроза превращения этой победы в пресловутую «пиррову» растет с каждым днем. Даже если забыть на минуту о постоянно растущих человеческих жертвах (хотя забывать о них нельзя) Украина утрачивает промышленность. Да, Запад, безусловно, поможет. Деньги на реконструкцию будут, причем деньги огромные. Но восстановление страны не есть приобретение комплекта мебели в IKEA. Это кропотливо-болезненный процесс. Одно разминирование для достижения уровня приемлимого риска для мирных граждан займет годы.
Я верю в искренность Запада в готовности помочь Украине. Но это сегодня. Представим, что война окончена. Начинается реконструкция. После первых 24-36 месяцев активной поддержки и первых результатов реконструкции некоторых западных лидеров начнет посещать крамольная мысль: а не слишком ли быстро мы бежим? Нужна ли нам мощная независимая европейская держава с огромным рынком труда и промышленно-сельскохозяйственным потенциалом, да еще и преисполненная чувством достоинства после отраженной ценой большой крови российской агрессии? Скажете, это кощунство? Что даже думать об этом стыдно? Может, и стыдно, но надо. Мир не торопится поднимать с колен оступившихся либо сбитых с ног. «А не перегонит ли он меня поднявшись?» - эти мысли посещают даже наидостойнейших.
Давайте также не забывать и о том, что Россия с карты никуда не денется. Я уже указывал, что смена власти в России (она когда-нибудь произойдет) не гарантирует изменений к лучшему. Я говорил об уроках арабской весны – плохих лидеров заменили лидеры ужасные, по сравнению с которыми их предшественники казались почти образцами демократии и эффективного государственного управления. Преемник Путина может оказаться еще более воинственным и агрессивным, и сложности внутри страны легко могут подтолкнуть его к отвлечению внимания народа либо продолжением тлеющего конфликта, либо развязыванием нового. Хотя предсказывать я не берусь по причинам, указанным выше…
А пока Россия и Украина подобно двум смертельно уставшим борцам кружат по ковру. Неистовтствуют трибуны, сверкают вспышки фотокамер, регочут вещающие в прямом эфире комментаторы, беснуются в своих углах тренеры, но сил для решающего броска, кажется, не осталось. Где-то на галерке грустно притулился Нострадамус. Он сочувственно смотрит на смертельное танго, полагая, что можно объявить технический перерыв и попытаться уговорить соперников согласиться на ничью. Предпосылки для нее есть – украинцы могут по праву гордиться великим непоражением (реально равносильным победе), а россияне в большинстве своем охотно проглотят сказку про поражение, эквивалентное победе. «Мы были против всего мира, но выстояли». Объявил же Саддам фиаско итогов вторжения в Кувейт в 1990 победой, и «пипл» схавал.
Но Нострадамус предпочтитает помалкивать. Оракулы нынче не в моде. Тем более если звезды, по которым они предсказывают будщее, скачут на орбитах как расшалившиеся козлики.
Нешахматный пат на изрытой воронками взрывов и щедро политой кровью «доске» битвы Киева и Москвы продолжается.