От кнариков к нарикам Размышления Эмина Галалы
Насколько часто мы пишем об армянах? Слишком много? Слишком мало? В самый раз?
Взаимоотношения Азербайджана и Армении и вовлеченных внешних игроков, безусловно, одна из основных тем для нашей страны. Да и для соседей тоже. Мы и рады бы уделять сему обособленно-особому народцу меньше внимания, вот только жизнь научила не упускать их из виду. А то у них хорошо получается притаиться в кустах, выставляя на обозрение «кирве-землячную» соседскую улыбчивую физиономию и припасая камни за пазухой. И оттачивая ножички, которыми потом надеются нанести удар в спину. Как сделали это и в конце 80-ых, и ранее. Если у нас нет выбора в плане внимания к армянам, то у них еще меньше в плане внимания – самого пристального – к нам. Они, конечно, пытались нас забывчиво игнорировать. Или «игнорирующе» забыть, с презрением реагируя на попытки Азербайджана добиться справедливости. Но 2020 год быстро излечил рассеянных армян от склероза.
Однако эта статья не об армянах. Совсем мы их не забыли, как видно из двух предыдущих параграфов. Она о том, что, справедливо концентрируясь на приоритетных вопросах внешней политики и национальной безопасности, Азербайджану нужно решать и десятки других глобальных, региональных и национальных вопросов. Ровно так же, как и любой другой динамично развивающейся стране (не путать с развивающимися странами!). Один из них – это проблема наркотиков. Тема сложная. Ваш покорный слуга уже обращался к ней однажды. Но безрадостные новости заставляют вновь затронуть ее, причем на этот раз в еще более печальной тональности.
Можно просто обратиться к статистике. Она показывает как рост числа преступлений, связанных с торговлей наркотиками, так и преступлений, совершенных под их воздействием. Статистика – которая, как известно, знает все, если верить Ильфу и Петрову, так же показывает и разительные изменения в типах наркотических веществ, оборот которых стал почти обыденным делом в Азербайджане. Лет 25-20 назад народ с опаской баловался марихуаной, стараясь не попадаться на глаза блюстителям порядка. Опиаты мы видели в основном в американских боевиках. Так называемые «морфинисты» были сродни прокаженно-обреченным. Сегодня в Баку, не прилагая титанических усилий, можно найти все: от опиатов до барбитуратов, от кокаина до экстази. Причем зачастую с доставкой на дом. «Пицца-накуриться». Или чего похлеще.
«Всадники смерти» на отчаянно-уродливых по форме (о вкусах не спорят, я знаю) и еще более ужасных по содержанию (тут и спорить не о чем) «Приусах» не раз и не два оказывались за рулем так называемых такси в глубоком кайфе. О трагических последствиях и для них, и для их пассажиров, и для случайных прохожих, и водителей мы наслышаны. Кстати, «Приус» в переводе с латыни значит первый. В чем первенствуют «Приусы» в Баку мы знаем. Чем раньше уберут это безумие – тем лучше. Максимально продумав социальные последствия и обеспечив альтернативу нормальным ребятам за рулем, которые действительно зарабатывают себе кусок хлеба. Ну а «наркуши-наркокурьеры» пусть долбят каменные карьеры.
Вопросы все те же. Кто виноват и что делать. Есть объективные стороны – 2023 не 1980 в плане каналов доставки и интегрированности нашей страны в мировое сообщество. У интеграции есть разные стороны. Транспортные проекты, транзит, туристы и т.д. – все это понятно.
Но есть над чем призадуматься и нашим государственным органам. Не хочу бросать тень на всех полицейских, многие их которых честно выполняют свою работу, но у меня лично не вызывает сомнение как халатность, так и трудно объяснимое (а может быть, легко) отношение отдельных блюстителей закона к некоторым событиям. Вспоминаются кадры задержания в одном из бакинских ночных клубов года 4 назад. Печальный администратор с лицом, носящим следы интенсивного общения со служителями закона, грустно пояснил причину: полицейские решили, что недостаточно внимания уделяется борьбе с наркотиками в клубе. И объяснили, что надо быть активнее. Да. Надо!
Ресторанов и клубов великое множество. В некоторых (немногих, но все же) почти открыто творятся невообразимые события, но наша бдительная и обычно скорая на реакцию полиция почему-то не «в курсах». Только не нужно, прикрываясь борьбой с наркотиками, начинать кошмарить бизнес – рестораны и клубы важны и нужны. Тысячи честных людей не должны страдать из-за горстки нечистых на руку и на совесть коллег, торгующих белой смертью. Но недопустимо превращать заведения в аналог «курительных опиума» (весьма распространенных в викторианскую эпоху - это в 20-ом веке человечество очнется и загонит порок в подполье) или места потребления других наркотиков. Молодые ребята, «снюхивающие» дорожку в туалете ресторана, – это, знаете, слишком.
Короче, ситуация аховая. Нужно действовать. У нас достаточно внешних врагов. Мы не позволим врагам внутренним (не забывайте, на наркотиках делают колоссальные бабки) убивать страну изнутри. Речь о нашей молодежи и о ее будущем.
Я почти забыл о Кнарик! Это не комарик. Это имя армянское. Кнарик означает склонность к риску и авантюрам, поэтому нередко испытывает как успех, так и неудачу. Кнарик любит путешествовать и делать новые открытия. Знакомо, нет? У армян все сплошь кнарики. Об их авантюрах мы знаем, и о неудачах тоже. О путешествиях тоже информированы – съездили как-то в Карабах, и задержались, как надеялись, прибрав нашу землю к рукам. Не вышло!
Но не будем забывать о «нариках». Или «нарках», если на английский лад. Нужны немедленные энергичные действия для предотвращения дальнейшего разрастания этой полукатастрофы. И если кто решит обвинить меня в сгущении красок, тут лучше перебдеть, чем недобдеть. А то «спидболы» (смесь героина с кокаином) начнут на улицах Баку такие формулы вырисовывать, что только держись.