И Нигер машет Франции ручкой Международная панорама на Caliber.Az
День ото дня все больше примет того, что колониальной политике Франции на Африканском континенте приходит конец. Прежде всего на это указывает череда антиправительственных переворотов, произошедших в этом регионе в последние несколько лет. Париж активно вытесняют с пространства в более 20 процентов всей земной суши, минимизируя его присутствие там и стирая любое упоминание о бывших «хозяевах».
Огромная французская колониальная империя распалась более полувека назад, от нее Парижу остались лишь небольшие заморские владения (департаменты, сообщества и административно-территориальные образования с особым статусом) в Азии и Африке. Пусть и крошечные по сравнению с прежними масштабами и определенным образом самоуправляемые, то есть не совсем зависимые от метрополии территории, но их потеря весьма болезненна для Франции, которая сегодня еще и стремительно теряет негласный статус влиятельной и авторитетной страны в Европе.
Так или иначе очевидно, что Французская Республика терпит серьезный провал своей недальновидной, а точнее, дремучей, уходящей корнями в Средние века колониальной политики на Черном континенте. Результат – целенаправленное оттеснение ее «назад к себе», то есть в Европу. Достаточно вспомнить, что только в Буркина-Фасо - небольшом государстве Западной Африки за прошлый год военная хунта в результате государственного переворота дважды смещала лояльную Парижу власть. Как следствие правительство Буркина-Фасо приняло решение о денонсации договора с Францией о военной помощи, заключенного в далеком 1961 году, а в середине февраля французские военные официально завершили свое пребывание в этой стране в рамках миссии Sabre. В любом случае решение новых властей Буркина-Фасо о расторжении 60-летнего военного соглашения стало для Франции неприятнейшим сюрпризом и несомненным вызовом со стороны всего Черного континента. А в январе этого года в СМИ со ссылкой на газету Monde прошла информация о том, что Париж рассматривает возможность вывода из Буркина-Фасо своих сил специального назначения (примерно 400 военнослужащих, расквартированных в лагере близ столицы Уагадугу).
Несколько ранее подобные события произошли в Мали и Гвинее. А теперь против французской «опеки» восстал и Нигер, расположенный на побережье Гвинейского залива в Западной Африке. По информации зарубежных СМИ, военные президентской гвардии этого государства 27 июля заявили об отстранении с поста президента страны Мохамеда Базума, закрытии границ и введении комендантского часа. Что любопытно, африканские СМИ распространили комментарий о ситуации в Нигере скандального владельца ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина, который утверждает, что мятеж в этой стране назревал не один год.
«Бывшие колонизаторы пытаются держать в узде народы африканских стран. Для того, чтобы держать их в узде, бывшие колонизаторы наполняют эти страны террористами и различными бандформированиями, тем самым создавая колоссальный кризис безопасности. Чтобы поддерживать свой фактически рабовладельческий строй на территории этих государств, разворачиваются различные иностранные миссии, которые насчитывают десятки тысяч солдат. Эти десятки тысяч солдат не способны защитить население суверенных государств. Население страдает.
И в этом — любовь к ЧВК «Вагнер», в этом - эффективность ЧВК «Вагнер», потому что тысяча бойцов ЧВК «Вагнер» способны наводить порядок и уничтожать террористов, не давая им наносить вред мирному населению государств. Поэтому то, что произошло в Нигере, это не что иное, как борьба народа с колонизаторами. С колонизаторами, которые пытаются навязывать им свои правила жизни, свои условия и держать их в состоянии, которое было в Африке сотни лет назад», - утверждает Пригожин.
Он не сомневается, что нынешние события в Нигере - это фактически обретение независимости.
«Всё остальное, безусловно, зависит от самих граждан Нигера и зависит от того, насколько эффективно будет осуществляться управление. Но самое главное одно — это избавление от колонизаторов», — заявил Пригожин.
Эмоциональная и во многом рассчитанная на прославление своих бойцов реакция Пригожина на события в Нигере не осталась незамеченной в экспертном сообществе, где не исключают «российский след» в событиях, случившихся в одной из беднейших стран Африки. Есть даже мнение, что одна из основных причин произошедшего - борьба мировых держав за влияние в Африке, в которой принимает участие и Россия. По наблюдениям политолога Сергея Маркова, военный переворот в Нигере можно считать пророссийским и там вполне может проявиться след ЧВК «Вагнер», учитывая, что «они (наемники группы – ред.) уже работали в соседнем Мали».
«Нигер важен для Франции, там есть урановые рудники, которые фактически работают на атомную энергетику страны и дают более половины электроэнергии страны, - отмечается в Телеграмм-канале «Логика Маркова».
Пока, однако, спецслужбы Запада не обнаружили в Нигере ничего, что могло бы указывать на деятельность «Вагнера».
«Вашингтон пока не видит признаков участия ЧВК «Вагнер» в событиях, происходящих в Нигере, - заявил замглавы пресс-службы Госдепартамента США Ведант Патель. - Мне ничего неизвестно о каких-либо признаках участия группы «Вагнер». Я не буду спекулировать и строить гипотезы на этот счет, поскольку ситуация остается крайне переменчивой».
Между тем, вне зависимости от причастности ЧВК «Вагнер» к событиям в Нигере, можно констатировать, что Франция столкнулась с серьезной угрозой потери своего влияния еще в одной стране Африканского континента, и это действительно тревожный сигнал для Парижа по нескольким причинам. Во-первых, случившееся указывает на неминуемый крах французской неоколонизаторской политики во все еще подчиненных Парижу доминионах. Во-вторых, это существенно расшатывает рейтинг Франции в мировой политике и системе международных координат. Более того, возникает закономерный вопрос - кто следующий? Какая из бывших колоний последует примеру Мали, Буркина-Фасо, Гвинеи, Нигера? Тем более что процесс, начатый против колониальной политики Франции на Африканском континенте, запущен, и официальному Парижу явно не удается ему воспрепятствовать. По крайней мере очевидно, что недельное турне Эммануэля Макрона по Черному континенту не принесло положительных результатов для продвижения интересов Франции. А ведь он отправлялся туда с твердым намерением восстановить позиции Франции в Африке, чтобы надолго закрепить присутствие французских военных в африканских странах.
В дни визита Макрона на Черный континент сообщалось, что он побывал в четырех африканских столицах, расположенных вокруг бассейна реки Конго: Либревиль (Габон), Луанда (Ангола), Браззавиль (Республика Конго) и Киншаса (Демократическая Республика Конго).Тем не менее один за другим перевороты в бывших африканских колониях Франции свидетельствуют о том, что в запасе у Парижа не осталось козырей для борьбы за свое влияние во многих регионах, где он когда-то верховенствовал. Времена Помпиду и Де Голля давно прошли, и Макрону никогда не дотянуться до уровня как боевого генерала, так и мудрого политика. В подтверждение целый ряд фактов: нестабильная внутриполитическая ситуация в самой Франции, растущее недовольство населения экономической политикой правительства, ну и очевидный провал в странах Черного континента.
К слову, о том, что Азербайджан крайне обеспокоен растущей тенденцией к неоколониализму, заявлял и президент Ильхам Алиев, выступая на недавно прошедшей в Баку министерской встрече Координационного бюро Движения неприсоединения по теме «Движение неприсоединения: едины и непоколебимы в противостоянии возникающим вызовам». Глава азербайджанского государства отметил, что одной из стран, которая все еще продолжает политику неоколониализма, является Франция. «Управляемые Францией за пределами Европы территории – это отвратительные остатки французской колониальной империи», - подчеркнул Алиев, добавив при этом, что «Франция должна извиниться за свое колониальное прошлое и акты геноцида». Так что события в бывших колониях Франции в Африке - это не только тревожный сигнал французскому руководству, что страна может полностью утратить свое влияние в этом регионе, но и наглядный показатель того, что в недалекой перспективе так или иначе ей придется смириться с отказом от имперско-колонизаторских замашек.