Грузия разглядела угрозу в релокантах из России Экспертные мнения на Caliber.Az
Президент Грузии Саломе Зурабишвили в интервью RFI заявила, что грузинское общество обеспокоено прибытием русскоязычных людей, которые «не выражают подлинного интереса к интеграции в культуру страны». «У нас такое ощущение, что они ведут себя так, как будто находятся в своем доме, возможно, они помнят, как было раньше. И, в частности, есть ощущение, что их въезд плохо контролируется. И мы не знаем, кто может въезжать в страну вместе с этой массой, и находится ли тот, кто прибывает в страну, под наблюдением», — заявила президент Грузии.
Саломе Зурабишвили отметила, что российские туристы и мигранты являют собой угрозу для Грузии. Поэтому выдавать им гражданство Грузии нельзя — нет необходимости.
«Им достаточно вида на жительство. Мы не должны терять грузин по происхождению. Не думаю, что желающие вернуться этнические грузины представляют большую угрозу, нежели русские мигранты, которым мы открываем объятия и предлагаем въехать. Но мы усложняем жизнь грузинам.
Я блокирую только россиян негрузинского происхождения, которые якобы въезжают под предлогом инвестиций — иногда маленьких, иногда больших. В Грузии, где процесс инвестиций, запуск бизнеса и получения ВНЖ и так максимально упрощен, зачем россиянину выдавать гражданство?», — заявила Саломе Зурабишвили, отметив, что контролю должны быть подвергнуты также инвестиции граждан РФ.
Насколько высока опасность для внутренней обстановки в стране в связи с наплывом релокантов и их денег? Разделяет ли грузинское общество эти тревоги президента? Как может измениться ситуация в Грузии, если ничего с этой проблемой не делать?
Своими соображениями по этому поводу поделились с Caliber.Аz известные эксперты соседней страны.
Дипломат, аналитик Мамука Гамкрелидзе говорит, что, действительно, после начала активных военных действий в Украине в Грузию, и не только, хлынула волна релокантов из РФ, которые старались скрыться от мобилизации.
«В основном это молодые, образованные россияне, часто с семьями, имеющие возможность работать и зарабатывать удалённо, через интернет. Мотивированные и владеющие определённым финансовым ресурсом. В любой другой ситуации такая волна мигрантов была бы весьма полезна для любой страны. Тем более с ограниченным финансовым и демографическим ресурсом. Но есть нюанс», - отмечает эксперт.
Дело в том, что миграция из РФ происходит параллельно выезду за поиском заработка тысяч граждан Грузии в страны Запада.
«Государство теряет демографический потенциал, молодых, социально активных людей в репродуктивном возрасте. Освободившуюся нишу занимают эмигранты из РФ. Когда в трехмиллионной стране оседает 200-250 тысяч релокантов из другой страны, то местному населению будет сложно, а может и невозможно интегрировать их в собственный культурный социум. Естественно, это приведёт к серьёзному изменению демографической и культурной ситуации.
Вторая проблема состоит в том, что мы находимся в состоянии войны с РФ, которая не окончена - действует лишь временное перемирие, условия которого Москва не соблюдает. К сожалению, грузинские спецслужбы не осуществляют тщательного мониторинга всех переселенцев из РФ. Да это и практически невозможно при существующем режиме безвизового въезда граждан РФ в Грузию. С таким огромным потоком релокантов вполне возможно, что в Грузию попадают представители спецслужб РФ. И это представляет дополнительные проблемы для безопасности страны», - считает Гамкрелидзе.
Третья проблема состоит в ультралиберальном миграционном законодательстве Грузии, добавил он.
«Наше правительство ещё больше упростило и без того упрощённое законодательство по проживанию в Грузии и принятию гражданства, совершенно не принимая в расчёт тот факт, что Грузия до сих пор находится в состоянии войны с РФ и единственная страна, от которой исходит реальная угроза суверенитету Грузии, - это РФ.
Поэтому, к сожалению, должен согласиться с беспокойством президента. Отдельное беспокойство вызывает отношение части грузинского населения к этой проблеме. Поступление финансовых потоков вместе с эмигрантами из РФ они воспринимают как возможность заработать, не думая о политических последствиях.
Ситуацию можно исправить лишь ужесточением законодательства. В первую очередь надо прекратить практику безвизового проезда в Грузию для граждан страны, которая оккупировала 25% территории Грузии. Уменьшить время пребывания до двух недель вместо одного года, усложнить процедуру принятия гражданства», - подчеркнул Гамкрелидзе.
Конфликтолог, доктор наук по международным отношениям, профессор Грузинского технического университета Амиран Хевцуриани считает позитивным уже то, что президент страны уделяет внимание этой проблематичной теме.
«Однако следует отметить, что проблема берет свое начало с «далекого» 2012 года, когда президент Саакашвили спустя 4 года после войны принял совершенно неслыханное и шокирующее решение и в одностороннем порядке отменил визовый режим со страной-оккупантом. Тогда такое решение объясняли тем, что Россия является соседом и углубление экономических связей с ней и развитие туризма были бы полезны для нашей страны. Однако, как и ожидалось, все произошло наоборот: Россия не изменилась и по сей день продолжает проводить агрессивную политику по отношению к нашей стране.
Сегодня наши границы по-прежнему открыты для десятков тысяч российских граждан, они въезжают и выезжают беспрепятственно, регистрируют компании и, что особенно важно, во многих случаях ведут себя вызывающе, что справедливо возмущает местных жителей. И вообще, в конце концов, никто не знает, какие еще коварные планы скрываются за всем этим. Конечно, я категорически против какой-либо дискриминации, однако в то же время не следует забывать и об ожидаемых опасностях, которые может повлечь за собой весь этот процесс. Именно поэтому я считаю, что Грузия должна установить визовый режим для граждан России, как минимум, до окончания войны в Украине. Мы готовы принять всех добросовестных граждан и предоставить им убежище. Уверен, что у таких лиц не возникнет никаких затруднений при прохождении визового контроля. В то же время наши спецслужбы смогут более легко и эффективно выявлять тех, кто въезжает в нашу страну с враждебными намерениями», - резюмировал конфликтолог.