Коньячные баталии с привкусом фальсификата Кучава и Вердян на Caliber.Az
Между Арменией и Грузией продолжается так называемый «коньячный конфликт». Две страны никак не могут прийти к четкой договоренности, а армянская сторона и вовсе обвиняет Тбилиси в игнорировании этого вопроса.
В Армении утверждают, что решение грузинских властей проверять качество армянского алкоголя продиктовано требованиями российской стороны. В то же время ряд армянских СМИ сообщает, что грузинская сторона отказала армянскому министру экономики в просьбе назначить специального представителя, который будет обеспечивать связь грузинской стороны с армянскими производителями через посольство Грузии в Армении.
Так в чем же корень «коньячного конфликта» между Арменией и Грузией, и кто, возможно, является его заказчиком? Caliber.Az обратился с этими вопросами к армянскому и грузинскому экспертам.
Так, грузинский политолог и аналитик Гия Кучава отметил, что у России накопилось немало претензий к содержащемуся в армянском коньяке спирту.
«В прошлом году российская сторона выступила с заявлением о том, что почти 90% армянских коньяков оказались небезопасными, а половина из них содержит невиноградные спирты.
Вспомним слова президента ассоциации «Антиконтрафакт» РФ Владислава Резника, что Россия и Грузия пришли к необходимости создать преграды для контрафакта и подделок.
Интересно, почему в Армении не обращают внимания на эту информацию, собственно и дающую ответы на их вопросы – зачем и почему», – сказал эксперт.
В то же время, по его словам, самой Грузии нет смысла в каких-то конкурентных целях перекрывать дорогу армянскому коньяку в Россию, хотя бы просто потому, что ежегодный объем экспорта грузинского коньяка составляет всего 1,5 миллиона бутылок, тогда как экспорт армянского – 20–25 миллионов бутылок. Однако за качество придется отвечать.
«Дело в том, что по договоренности между российской и грузинской сторонами, если в ходе мониторинга качества транзитного коньяка в нем будут обнаружены фальсификаты, технический спирт или что-то еще, то дальше Грузии он просто не пройдет – в Россию товар не попадет», – отметил Г. Кучава.
Что касается жалоб армянских властей на якобы отказ Грузии как-то конструктивно решать проблему, то, по его мнению, отсутствие здравой логики демонстрирует как раз армянская сторона.
«Они требуют выделить какого-то спецпредставителя, который будет заниматься вопросами транзита в грузинском посольстве в Ереване. На мой взгляд, это немного абсурдная просьба, ведь дипведомство и так работает для решения многих задач и вопросов между странами – зачем учреждать там какую-то отдельную должность по данной проблеме? Для этих вопросов есть другие структуры. Я считаю, что Грузии в этом деле не стоит выполнять роль какого-то арбитра, отслеживать качество армянской продукции – это дело Армении и России, пусть в РФ его и проверяют. Наша задача – обеспечивать транзит и соответствующее обеспечение этому процессу», – подчеркнул Г. Кучава.
В свою очередь, армянский политолог и активист Ишхан Вердян считает, что история с возникшими трудностями в плане транзита армянского алкоголя через территорию Грузии являет собой любопытный и многогранный случай. На самом деле, по его мнению, она затрагивает несколько уровней формирования нового миропорядка, в частности — на Южном Кавказе.
«Если рассматривать вопрос исключительно с юридической точки зрения, то логично, что грузинская сторона имеет право требовать экспертизы любой иностранной продукции, пересекающей ее границу. Это — проявление суверенного права Грузии, и в данном случае оно является первичным. Однако логика мировой торговли и транспортной логистики показывает, что в большинстве случаев транзитные грузы не подвергаются дополнительной проверке страной-транзитером. Это удобно, быстро, экономит ресурсы и не перегружает страну лишними протоколами и административными операциями.
Очевидно, что в центре данного вопроса — стремление Грузии продвигать собственные вина и коньяки на международный рынок. И я искренне желаю успехов грузинской винодельческой продукции — пусть ее качественные вина продаются и в Италии, и во Франции. Но тогда возникает закономерный вопрос: «Как воспримет сама Грузия, если, скажем, Турция решит, что весь транзит вин через Босфор и Дарданеллы должен проходить обязательную экспертизу?» – задался вопросом политолог.
По его мнению, это — показательный момент, демонстрирующий, насколько уязвимы продовольственные и товарные цепочки, когда национальные интересы начинают доминировать над логикой экономического взаимодействия.
«Как бы то ни было, Грузия, безусловно, имеет право поступать так, как считает нужным. Однако происходящее еще раз подчеркивает необходимость для Армении диверсифицировать свои логистические и торговые связи, возможно, в том числе и за счет транзита через Азербайджан», – резюмировал И. Вердян.