Французское наследие в Алжире: и дольше века длился ад Международная панорама с Артемом Кирпиченком
В мире есть страна, где 8-9 мая 1945 года - это дни траура. Речь идет об Алжире. Именно тогда, когда весь мир праздновал победу над нацизмом, французские войска и колонисты устроили резню коренного населения Алжира. По данным алжирских историков, число жертв майских событий достигло 45 тысяч человек. Все эти люди были убиты потому, что требовали свободы и независимости.
«С тех пор, как французы впервые оккупировали Алжир, и до настоящего времени эта несчастная страна была ареной непрекращающихся актов кровопролития, мародерства и насилия», - писал посетивший эту жемчужину Средиземноморья в 1857 году Фридрих Энгельс.
История французского владычества в Алжире, продолжавшегося более ста лет, считается одним из самых трагических и кровавых эпизодов европейского присутствия в Африке. По мнению президента Алжира Абдельмаджида Теббуна, за время своего правления французы уничтожили в его стране около 5 миллионов человек. Алжирская ассоциация защиты прав человека в своем отчете за 2017 год полагает, что число жертв вдвое больше и достигает 10 миллионов.
Наибольшее число погибших пришлось на середину XIX столетия, когда шло завоевание Алжира Францией и на 1940-1960-е годы, когда алжирцы вели освободительную войну. Мировоззрение французов той эпохи основывалось на расистских теориях, согласно которым неевропейцы не считались полноценными людьми. На них не распространялись законы и обычаи ведения войны, их собственность не охранялась государством и рассматривалась как потенциальная добыча европейских колонистов. Вот что писал один французский государственный деятель эпохи завоевания Алжира: «Все население, которое не принимает наши условия, должно быть уничтожено. Все должно быть захвачено и разграблено, вне зависимости от возраста или пола. Трава больше не должна расти там, где ступала нога французской армии».
Алжир в своей многовековой истории знал власть многих завоевателей: римлян, византийцев, арабов, османов. Но если раньше пришельцы просто меняли старую элиту на новую, то в эпоху колонизации XIX-XX века речь шла уже об истреблении или изгнании покоренного населения. Французы видели Алжир как французский департамент, а все его мусульманское прошлое должно было быть уничтожено. Маршал Бертран Клозель говорил: «Нам нужно в Алжире создать Новую Америку, истребив коренное население, подобно индейцам в Новом свете, чтобы европейская раса преобладала численно, а колония превратилась в постоянное поселение».
На место алжирцев французы привозили каторжников, а также эмигрантов из Средиземноморья: корсиканцев, итальянцев, испанцев. Именно они составили «французское» население Алжира, так называемых «черноногих». Они получали различные привилегии и отобранную у коренного населения землю. Но даже нашествие европейских мигрантов не могло изменить демографический баланс. Мусульманское население продолжало оставаться большинством, и французы в союзе с «черноногими» чувствовали, что свою власть они могут удержать только путем террора и геноцида, которые, с одной стороны, сократят численность неевропейского населения, а с другой, запугают его и заставят подчиниться.
Ситуация повторилась в середине XX века, когда французы уничтожали целые деревни, помогавшие Алжирской национально-освободительной армии, брали и казнили заложников, массово применили пытки. «Мы, французы, стали соучастниками геноцида. Под предлогом установления мира мы убили более миллиона населения Алжира во время вооруженных рейдов. Мы сжигали целые деревни вместе с их жителями, вырезали население, вынимая еще не родившихся детей из утроб матерей, пытали до смерти. Целые племена страдали от холода и голода, умирали от эпидемий в концлагерях. В этих лагерях погибло около полумиллиона алжирцев», - писала Симона де Бовуар, жена великого французско философа Жан Поль Сартра. Только 17 октября 1961 года во время знаменитого «Парижского погрома» в самом сердце французской столицы было убито 1500 мирных алжирских демонстрантов. Еще около 800 человек пропали без вести.
История французского геноцида в Алжире достаточно хорошо задокументирована. Претензии алжирских властей поддерживают и другие страны. В 2011 году нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с речью, в которой обвинил Францию в уничтожении жителей Алжира. «В Алжире с 1945 года, по разным оценкам, 15% населения было вырезано французами. Это геноцид. Алжирцев массово сжигали в печах. Они были безжалостно замучены», - сказал Эрдоган.
Не менее четко о преступлениях Франции сказал и президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на 31-м Саммите Лиги арабских государств в Алжире: «Мир никогда не должен забыть насилие, массовую жестокость, совершенные Францией против алжирского народа. На протяжении более ста лет Франция вела ужасную войну против алжирского народа. Эта война привела к гибели полутора миллионов алжирцев. Вспоминая сегодня эту трагедию, мы должны приложить все усилия для предотвращения таких трагедий в будущем».
К сожалению, юридическая оценка французским преступлениям пока не дана, а власти в Париже не склонны к покаянию. В апреле 2015 года занимавший пост президента Франции Франсуа Олланд заявил в телевизионном интервью, что его страна не имела намерений истребить алжирцев, французская армия не совершала военных преступлений и он не намерен извиняться перед народом Алжира. До сих пор во французской прессе можно прочитать утверждения, что «Франция освободила алжирцев от турецкого гнета, и несла в эту страну культуру и цивилизацию».
Последнее утверждение не выдерживает никакой критики, особенно учитывая нежелание европейцев давать образование туземцам. В итоге, к моменту получения независимости в Алжире 98% населения не имело образования. На 9 миллионов человек приходилось только 200 врачей (включая студентов первых курсов университета), 20 юристов и 2 (!) ветеринара. Арабский исследователь Самир Халафаллах подчеркивает, что ответственность за произошедшее лежит на всей французской культуре, которая почти целый век оправдывала покорение других народов и воспевала это как культурную миссию. В этом сходились все - от роялистов до республиканцев, от Алексиса де Токвиля до Виктора Гюго. Последний, в частности, писал: «Наше новое наступление, осуществляемое в Алжире, - это радостное событие, которое имеет огромное значение, это цивилизация, которая сметает варварство, это просвещенные люди, идущие навстречу народу, погрязшему во тьме...»
Похоже, что путь французов к покаянию будет долгим. Нынешний президент страны Эммануэль Маркон продолжает придерживаться линии своих предшественников. Около года назад он повторил: «Я не вижу необходимости просить прощения. Дело не в этом, поскольку этот жест может разорвать все связи. Самое плохое было бы сказать, что мы извиняемся и затем идем каждый своим путем. Была война. Извиняясь или не извиняясь, ничего уже не исправишь». Еще раньше, в 2021 году, Макрон посетовал, что алжирцы «строят свою историю на ненависти к Франции», что привело к кризису в отношениях между Парижем и Алжиром.
Помимо признания факта геноцида, Алжир и Франция имеют много нерешенных вопросов, унаследованных из колониального прошлого. Одной из наиболее скандальных тем, являются человеческие черепа, которые хранятся в парижском Музее человека. С XIX века французы регулярно пополняли коллекцию этого собрания отрезанными головами своих врагов, преимущественно из Азии и Африки. Сегодня многие государства требуют от Парижа вернуть останки жертв колонизаторов, которые у себя на родине почитаются как национальные герои. В июле 2020 года алжирские исследователи идентифицировали 24 черепа, принадлежащих лидерам алжирского сопротивления и обезглавленных в XIX веке. Французские власти настаивают, что коллекция из 18 тысяч черепов является частью национального культурного наследия и не подлежит выдаче.
Другим историческим наследием Алжира, удерживаемым Францией, являются сотни тысяч документов эпохи Османской империи (1518-1830 гг) и периода французской оккупации (1830-1962 гг). C момента обретения независимости алжирцы требуют возвращения архивов, но каждый раз Париж отвечает, что они «подпадают под законы о секретности» и что в них содержатся документы под грифом «Секреты национальной безопасности».
В Алжире французы также провели в период с 1960 по 1966 годы 17 ядерных испытаний, что привело к гибели 42 тысяч человек и вызвало устойчивое радиоактивное загрязнение, которое продолжает убивать людей и по сей день. Правительство в Алжире требует от Парижа передачи точной карты захоронения ядерных отходов для защиты населения от радиации, но Франция до сих тянет время и не передает точную информацию.
Все эти проблемы, связанные с колониальным прошлым, не только обесценивают риторику Парижа, апеллирующую к «международному праву» и «правам человека». Нежелание французских властей признать свои преступления вызывает понятное недоверие у партнеров Франции в Азии и Африке, опасающихся рецидивов колониализма, и заставляет их искать новых союзников на международной арене.