Türkiye, Greece forge new geopolitical axis
    Amid historical rapprochement

    ANALYTICS  20 May 2024 - 16:04

    Serhey Bohdan
    Caliber.Az

    Armenian nationalists are about to lose their longtime Greek ally. On May 13, Greek Prime Minister Kyriakos Mitsotakis travelled to Türkiye for a visit. But the significance of this event is not limited to the weakening of Armenian revanchists - these are just trifles.

    Another thing is much more important. The successful continuation of the rapprochement between Türkiye and Greece will stabilize the route of land and pipeline transit from different regions of Asia to Europe - the only one after the outbreak of war in Eastern Europe. In a way, this route may become one of the geopolitical axes of modern history. This strengthens the position not only of Ankara but also of Baku, which controls the most important parts of this route.

    War within NATO

    The Greek prime minister visited Ankara in response to Turkish President Recep Tayyip Erdogan's December visit to Athens. At that time, a Declaration on Friendly Relations and Good Neighborliness and another dozen and a half documents were signed. This time it was about the road map of bilateral cooperation and its priorities. The presence in the Greek delegation of not only expected persons like the Foreign Minister, but also high-ranking law enforcement officials indicated the seriousness of intentions to establish relations. The high-level talks were complemented by a dialogue between diplomats and special services.

    For many years before that, Türkiye and Greece had fiercely opposed each other in the Aegean Sea and the Eastern Mediterranean, sometimes coming to the brink of military confrontation. To this day, most of the Greek army's combat units are deployed against Türkiye, just off its shores. In 1996, NATO - already falling apart from lack of use and idleness at the time - looked on in horror as the two countries were about to clash at arms. And the problem was not only the islands, but also the Greek support for organizations like the PKK that fought against Türkiye. As we remember, Ocalan, who was expelled from Syria, sought refuge in the Greek consulates.

    As a result, the confrontation with Greece inevitably consumed much of the Turkish state's resources, attention and energy, which could have been directed elsewhere. It is not surprising that the Turkish leadership has persistently worked to improve relations with Greece despite any excesses. And no matter how much Erdogan is accused of "great-power ambitions," it was he who in 2017 became the first Turkish leader in 65 years to visit Greece. The visit failed as a dispute erupted over a number of issues, including the predatory 1923 peace treaty imposed on Türkiye by Western powers. It gave the Greeks virtually all the islands off Türkiye's coast, creating an absurd and dangerous situation for Ankara.

    However, the work on building relations continued, and immediately after the outbreak of the Russian-Ukrainian war, Greek Prime Minister Mitsotakis was received in Istanbul. The talks were constructive - against the backdrop of the war raging in the neighborhood, through which the opposing superpowers threaten to drag the whole world into chaos, Türkiye and Greece resisted these tendencies and agreed to cooperate.

    Alas, shortly thereafter, the Greek leader visited the United States and tried to engage the global hegemon in pressuring Türkiye. Erdogan pointed out the destructiveness of such an approach,  remarking "we agreed not to include third countries in our disputes. Like Azerbaijan in the Caucasus, Türkiye seeks to "regionalize" issues in its relations with its neighbours, i.e. to resolve them in a neighbourly manner, without involving external powers, especially superpowers. And while Baku is working to restore the historical unity of the South Caucasus through normalization with Armenia and reunification of torn communications, Ankara is "stitching together" the Balkan region and the Eastern Mediterranean torn as a result of imperialist intervention of world powers.

    The current rapprochement between Ankara and Athens is beneficial to everyone except some external forces, especially the superpowers. As for Azerbaijan, it will gain an even stronger ally in the face of Türkiye and reconciled Greece, whose government will certainly be less inclined to get involved in adventures like supporting Armenian revanchism. Greek nationalists have regularly engaged in such projects to pressure Türkiye. And if Athens moves away from this practice of supporting Armenian revanchism, it will be a serious blow to the latter - it will lose a much more stable ally within the structures of the Western world, even if not as large as France.

    Türkiye will pave the road to Europe through Greece

    However, for these geopolitical transformations to become a reality, Ankara and Athens still have many issues to resolve. First of all, it concerns disputes over maritime boundaries and the right to extract energy resources in the Mediterranean Sea. Athens has unilaterally expanded the zone of its territorial waters from six to 12 nautical miles offshore along its coast. Given that they did this around the perimeter of more than 2,000 islands in the Aegean Sea-locking the passage from the Black Sea to the Mediterranean Sea-the scale of this elegant creeping territorial expansion becomes clear, creating problems for free navigation on the approaches to the Bosphorus and Dardanelles straits. This geopolitical upheaval was carried out by Athens without the slightest embarrassment - deploying armaments even on some of the treaty-demilitarized islands.

    Ankara did not agree with such steps of its neighbours, and the same Turkish aviation continued to fly as before, ignoring the unilateral steps by Athens. The Greeks raised their air force to intercept Turkish planes, and so on year after year. Following strategic considerations, Ankara, in a show of goodwill, has stopped such flights in recent months. The Turkish government has also regularly reiterated that it is ready to settle disputes with the Greeks through negotiations. So far, Athens has flatly refused to talk to Ankara about anything other than the boundaries of the exclusive economic zones - although it has threatened to submit the issue to arbitration if no agreement can be reached.

    As seen in recent events, due to the complexity of some of the disputed issues, Ankara and Athens have decided not to stop cooperation in other areas for the time being. The expectation is that the positive agenda built in this way will contribute to the solution of other problems as well.

    The reconciliation of Türkiye and Greece is extremely disadvantageous for a number of imperialist forces. After all, the result will be the strengthening of these countries and the unification of neighbouring regions, which will deprive the world powers of the opportunity to exploit strife and discord. These powers are eager to exploit historical grievances and cultural differences to cover up the squabble for resources and revenues.

    "Pseudo-history" versus common sense

    Ankara realizes that any projects of mutually beneficial economic cooperation can be destroyed by external forces, primarily superpowers, by playing on what is commonly called "identities" and "historical heritage," but in reality is just a cynical pitting entire nations against each other. This is exactly what the Turkish leadership would like to overcome.

    In an interview with the Athens-based newspaper Kathimerini ahead of talks with the Greek prime minister, Erdogan said, "The goal is clear - to tackle the challenges of strengthening our friendship and raise bilateral relations to an unprecedented level in history." Türkiye and Greece not only share the same geography but also many common elements of historical dimension. Of course, there are disagreements, but the number of issues on which we can agree is not insignificant."

    The most important such issue could be a partnership in establishing communications between Europe and the three most important regions - the Caucasus, Central Asia (followed by the Far East) and the Middle East. Moreover, as far as communications between Europe and Central Asia are concerned, in the current global strategic configuration, this route through Türkiye is the only alternative due to the blocking of communications through Russia and Iran by the collective West. Building normal relations between Ankara and Athens will make it much more convenient at the point of entry of transit flows into the common economic space of the European Union.

    Some commentators reduce the matter to the Turkish Stream project, through which Russian gas goes to the EU. "Turkish Stream may indeed be completed to Greece, but this is only one aspect of possible cooperation, which is being hyped and distorted as some kind of attempt to circumvent anti-Russian sanctions - although who is forcing the EU to set records in buying Russian gas and the US to buy Russian uranium? Meanwhile, a much more significant geo-economic and geopolitical role can be played by options for increasing energy supplies to the EU from Azerbaijan, Central Asia and the Middle East through the already existing network via Türkiye and Greece - alternatives to Russian ones. The same applies to transit flows of other goods.

    One thing is clear: as trade flows and money continue to leave Eastern Europe and the Middle East, they can be attracted to states that pursue a constructive agenda and restructure their regions in the interests of the people of those regions, rather than according to the demands and norms of self-appointed apologists for liberal democracy. This is an issue of global importance, and opposition to the construction of vital transportation arteries from Europe to Asia will be serious, especially in terms of influencing the states that control the bottlenecks on this route - sections that are impossible to bypass or even fly around in the current situation. These are Azerbaijan, Türkiye, Georgia and Kazakhstan. Destabilization of any of these countries breaks the new route, and there are many who want to work on this destabilization - the situation in Georgia is an example.

    The bloody result of serving overseas empires

    The rapprochement between Türkiye and Greece is also not going smoothly, as it affects the interests of a number of world players. Its benefits are obvious for Türkiye and its neighbouring countries to the east. But for the Greek establishment, the need to improve relations with Türkiye cannot but be obvious.  First, only through cooperation with neighbouring, dynamically developing Türkiye (85 million population), small Greece (10 million population) can get out of chronic economic problems.  

    After all, despite all the EU subsidies (or because of them?), this country regularly faces severe financial problems, and the ideologically liberalized membership in the "European family" (instead of building its own region) has not helped it either to establish a sustainable economic model or even to build a modern infrastructure on the level of Western countries. For decades, EU officials have openly and unceremoniously referred to Greece as the EU's "problem child," clearly demonstrating their attitude toward the country.

    Secondly, Greek history is replete with examples of the perniciousness of anti-Turkish nationalism. On more than one occasion, Greeks have agreed to become instruments of reprisal against the Ottoman Empire or Türkiye by imperialist countries. A characteristic example was the so-called "Little Asia Campaign", during which Greek troops, openly instigated and supplied by Britain and France, landed in Izmir in 1919 and began, together with the British, French and Italians, to tear Türkiye apart. Initially, they thought that they were in an excellent campaign and together with the Western empires they would destroy their neighbours in no time.

    The Greek King Constantine promised his subjects to create a "great Greece" in cooperation with the democratic Christian West "on the corpse of Türkiye". But after two years of popular resistance, the Greek invaders were defeated, and those events became known in Greece as the "Asia Minor Catastrophe".

    Armenian nationalists in modern times did in the Caucasus what Greek chauvinists did in Asia Minor. They tried to realize expansion by entering the service of distant empires. And today, when the importance of communications running through the South Caucasus is increasing, they are again trying to follow the same pernicious path, hoping that they will be given a handout from the bar table for their help to external states in disrupting the plans for the reconstruction of the region. Alas, the lessons of history take a long time to be learned.

    It is all the more important that the Turkish and Greek leaders are now taking steps into the future, overcoming the negative legacy of the times when Turks and Greeks were pitted against each other by the imperialist powers and returning to the much more solid legacy of centuries of constructive coexistence and cooperation. This will also help to build peace in the Caucasus.

    The views and opinions expressed by guest columnists in their op-eds may differ from and do not necessarily reflect the views of the editorial staff.

    Caliber.Az

    Subscribe to our Telegram channel


Read also

Revenge seeker at the separatist's grave Galstanyan calls upon Muradyan's spirit

18 June 2024 - 12:00

Washington's hasty steps Yerevan is in turmoil, Baku is in no rush

18 June 2024 - 10:45

China's expanding influence in Azerbaijan amid shifting global trade routes Beijing military in Baku as global trade routes shift

17 June 2024 - 15:55

European far-right turn New political landscape emerges

18 June 2024 - 13:23

Muscle flexing or shades of a new Cuban Missile Crisis? Analogy with the events of 1962

17 June 2024 - 13:14

Azerbaijan’s path towards complete restoration of sovereignty, Russia’s ultimatum and France’s panic Weekly review

16 June 2024 - 11:51
ADVERTS
Video
Latest news

    Macron’s struggles have Europe fretting over defence, Ukraine

    Article by Bloomberg

    18 June 2024 - 16:51

    Azerbaijan's natural gas exports to EU surge

    Doubles market share

    18 June 2024 - 16:36

    Azerbaijan State Oil Fund joins global investors in major stake in GEMS Education

    18 June 2024 - 16:21

    US diplomat urges de-escalation in South Lebanon

    Amid rising tensions

    18 June 2024 - 16:06

    Turkish firms showcase products at world's leading defence industry fair

    18 June 2024 - 15:51

    Global economic growth forecast raised

    18 June 2024 - 15:34

    Israeli intelligence knew of Hamas plans weeks before attack — media

    18 June 2024 - 15:17

    Baku, Astana to invest $50.6 million in Trans-Caspian fiber optic cable project

    18 June 2024 - 15:00

    Türkiye “neutralizes” 3 PKK terrorists in northern Iraq

    18 June 2024 - 14:45

    Russia accuses West of using Armenia for hybrid warfare

    18 June 2024 - 14:30

    EU plans new sanctions against Russia by July 27

    Including gas transport restrictions

    18 June 2024 - 14:13

    Papikyan's Paris visit unlikely to shift power balance between Baku, Yerevan

    Expert opinions

    18 June 2024 - 13:57

    Russian flag, coat of arms torn down at Victory Park in Yerevan

    PHOTO/VIDEO

    18 June 2024 - 13:40

    European far-right turn

    New political landscape emerges

    18 June 2024 - 13:23

    Jamaican professor calls for urgent need of climate adaptation

    Addressing Baku Summit

    18 June 2024 - 13:08

    France, Armenia sign agreement for supply of CAESAR howitzers

    18 June 2024 - 12:50

    India has more nuclear weapons than Pakistan

    Swedish think-tank says

    18 June 2024 - 12:33

    Turkish Intelligence thwarts planned second terror attack in Moscow - media

    18 June 2024 - 12:17

    Revenge seeker at the separatist's grave

    Galstanyan calls upon Muradyan's spirit

    18 June 2024 - 12:00

    Azerbaijan prioritizes human health investments during COP29 chairmanship

    18 June 2024 - 11:52

    Over 3 billion people globally impacted by climate change

    Forecasting Healthy Futures chief urges

    18 June 2024 - 11:38

    Armenian opposition announces youth rally amid ongoing protests

    18 June 2024 - 11:19

    Special Representative urges focus on climate, health financing ahead of COP

    18 June 2024 - 11:04

    COP29 lead negotiator affirms focus on public health

    Amid climate change challenges

    18 June 2024 - 10:52

    Washington's hasty steps

    Yerevan is in turmoil, Baku is in no rush

    18 June 2024 - 10:45

    Police detain 9 protesters outside of Israeli PM's residence in Jerusalem

    18 June 2024 - 10:39

    WHO Director General commends integration of health in COP29 agenda

    18 June 2024 - 10:26

    US, Saudi top diplomats discuss Sudan, Yemen, Gaza Crisis

    18 June 2024 - 10:13

    Global summit "Forecasting Healthy Futures" kicks off in Baku

    Ahead of COP29

    18 June 2024 - 10:06

    Armenian parliament speaker dismisses opposition calls for resignation

    18 June 2024 - 09:58

    Azerbaijani judokas clinch top spot at European Cup

    18 June 2024 - 09:50

    Armenian parliament disrupts as PM's faction blocks session on government resignation

    18 June 2024 - 09:43

    Two-thirds of Europe’s defence spending goes to US contractors

    NATO Secretary General says

    18 June 2024 - 09:28

    Armenian, US officials discuss expanding strategic partnership

    18 June 2024 - 09:21

    Azerbaijan conference calls for unified global response to demining

    Article by Euronews

    18 June 2024 - 09:15

    Houthis maintain stronghold in Red Sea

    Despite US-led coalition efforts

    18 June 2024 - 09:02

    Far right's global surge

    Democracy as the defining divide

    18 June 2024 - 08:05

    China's proxy war on Israel

    Dangerous alliance with Hamas

    18 June 2024 - 06:13

    The Economist: Vladimir Putin and Kim Jong Un's "bromance"

    Strategic alliances amid global tensions

    18 June 2024 - 04:07

    Desperate Beijing seeks love wherever it can find it

    18 June 2024 - 02:10

All news

Сближение Турции и Греции и новая геополитическая ось истории
    Аналитика Сергея Богдана

    АНАЛИТИКА  19 Мая 2024 - 10:05

    Сергей Богдан
    Доктор политических наук, специально для Caliber.Az

    Армянские националисты вот-вот потеряют своего давнего греческого союзника. В понедельник премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис отправился с визитом в Турцию. Но значение этого события не сводится к ослаблению армянских реваншистов — это как раз мелочи.

    Куда важнее другое. Успешное продолжение сближения Турции и Греции стабилизирует путь сухопутного и трубопроводного транзита из разных регионов Азии в Европу - единственный после начала войны в Восточной Европе. В некотором роде этот путь может стать одной из геополитических осей современной истории. Это укрепляет позиции не только Анкары, но и Баку, контролирующих важнейшие части этого маршрута.

    Война внутри НАТО

    Греческий премьер посетил Анкару в ответ на декабрьский визит в Афины президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Тогда была подписана Декларация о дружественных отношениях и добрососедстве и еще полтора десятка документов. На сей раз речь шла о «дорожной карте» двустороннего сотрудничества и его приоритетах. На серьезность намерений к налаживанию отношений указывало присутствие в греческой делегации не только ожидаемых лиц вроде главы МИД, но и высокопоставленных силовиков. Переговоры на высшем уровне были дополнены диалогом дипломатов и спецслужб.

    А ведь до того на протяжении многих лет Турция и Греция жестко противостояли друг другу в Эгейском море и Восточном Средиземноморье, порой оказываясь на грани военного столкновения. До сих пор большинство боевых подразделений греческой армии развернуты против Турции, у самых ее берегов. В 1996 году страны НАТО — и без того разваливавшегося тогда от невостребованности и безделья — с ужасом взирали на то, как две страны альянса вот-вот схлестнутся с применением оружия. И проблема была не только в островах, но и в поддержке греками организаций вроде ПКК, воевавших против Турции. Как мы помним, Оджалан, изгнанный из Сирии, искал спасения именно в греческих консульствах.

    В результате на противостояние с Грецией неизбежно уходило немало средств, внимания и энергии турецкого государства, которые могли быть направлены на другие цели. Неудивительно, что турецкое руководство настойчиво работало над налаживанием отношений с Грецией невзирая ни на какие эксцессы. И сколько бы ни обвиняли Эрдогана в «великодержавных амбициях», но именно он в 2017 году стал первым за 65 лет турецким лидером, посетившим Грецию. Визит не удался, поскольку вспыхнул спор по ряду вопросов, в т. ч. грабительского мирного договора 1923 года, навязанного Турции западными державами. Он передал грекам практически все острова у берегов Турции, создав абсурдную и опасную для Анкары ситуацию.

    Однако работа над налаживанием отношений продолжилась, и сразу после начала российско-украинской войны, греческого премьера Мицотакиса принимали в Стамбуле. Переговоры прошли конструктивно — на фоне разгоравшейся по соседству войны, посредством которой противоборствующие сверхдержавы грозят затянуть в пучину хаоса весь мир, Турция и Греция воспротивились этим тенденциям и договорились о сотрудничестве.

    Увы, вскоре после этого греческий лидер побывал в США и попытался подключить глобального гегемона к давлению на Турцию. Эрдоган указал на деструктивность такого подхода, напомнив «мы ведь договорились не включать третьи страны в наши споры». Как и Азербайджан на Кавказе, Турция стремится «регионализировать» вопросы в своих отношениях с соседями, т. е. решать их по-соседски, без привлечения внешних сил, особенно сверхдержав. И пока Баку работает над восстановлением исторического единства Южного Кавказа через нормализацию с Арменией и воссоединение разорванных коммуникаций, Анкара «сшивает» разорванный в результате империалистического вмешательства мировых держав Балканский регион и Восточное Средиземноморье.

    Нынешнее сближение Анкары с Афинами выгодно всем кроме некоторых внешних сил, особенно сверхдержав. Что касается Азербайджана, то он получит еще более сильного союзника в лице Турции и примирившейся с ним Греции, правительство которой наверняка будет менее склонно ввязываться в авантюры вроде поддержки армянского реваншизма. Греческие националисты ради давления на Турцию регулярно ввязывались в такого рода проекты. И если Афины отойдут от такой практики поддержки армянского реваншизма, это нанесет последнему серьезный удар — он утратит пусть и не столь крупного как Франция, но гораздо более стабильного союзника внутри структур западного мира. 

    Турция проложит дорогу в Европу через Грецию

    Впрочем, чтобы эти геополитические трансформации стали реальностью, Анкаре и Афинам предстоит решить еще немало вопросов. Прежде всего, это касается споров о морских границах и праве добычи энергоресурсов в Средиземном море. Афины в одностороннем порядке расширили зону своих территориальных вод с шести до 12 морских миль на море вдоль своего побережья. Учитывая, что они сделали это по периметру более чем 2 000 островов в Эгейском море, запирающем проход из Черного в Средиземное море — становится понятен масштаб этой элегантной ползучей территориальной экспансии, создавшей проблемы для свободного судоходства на подступах к проливам Босфор и Дарданеллы. Этот геополитический переворот Афины произвели без малейшего стеснения - разместив вооружения даже на некоторых демилитаризованных в договорном порядке островах.

    Анкара не согласилась с такими шагами соседей, и та же турецкая авиация продолжила летать как и прежде, не обращая внимания на односторонние шаги Афин. Греки поднимали на перехват турецких самолетов свои ВВС, и так из года в год. Следуя стратегическим соображениям, в последние месяцы Анкара, проявляя добрую волю, прекратила такие полеты. Турецкое правительство также регулярно подтверждало, что готово урегулировать спорные вопросы с греками путем переговоров. До сих пор Афины наотрез отказывались разговаривать с Анкарой о чем-либо, кроме границ исключительных экономических зон — впрочем угрожая отдать этот вопрос на арбитраж, если договориться не удается.

    Как видно по последним событиям, ввиду сложности некоторых спорных вопросов Анкара и Афины решили просто пока не останавливать из-за них сотрудничества по другим направлениям. Расчет на то, что выстраиваемая таким образом позитивная повестка дня поспособствует решению и прочих проблем.

    Целому ряду империалистических сил примирение Турции и Греции крайне невыгодно. Ведь результатом будет укрепление этих стран и сплочение сопредельных регионов, что лишит мировые державы возможности эксплуатировать распри и раздоры. Для прикрытия грызни за ресурсы и доходы эти силы охотно эксплуатируют исторические обиды и культурные различия.

    «Псевдоистория» против здравого смысла

    В Анкаре понимают, что любые проекты взаимовыгодного экономического сотрудничества могут быть уничтожены внешними силами, прежде всего сверхдержавами через игру на том, что принято называть «идентичностями» и «историческим наследием», а на деле является лишь циничным стравливанием целых народов. Именно это и хотело бы преодолеть турецкое руководство.

    В интервью афинской газете «Катимерини» накануне переговоров с греческим премьером, Эрдоган заявил: «Цель ясна — решать задачи по укреплению нашей дружбы и поднять двусторонние отношения до беспрецедентного уровня в истории. У Турции и Греции не только одна география, но и много общих элементов исторического измерения. Конечно, есть разногласия, но количество вопросов, по которым мы можем прийти к согласию, немалое».

    Важнейшим таким вопросом может стать партнерство в области налаживания коммуникаций между Европой и тремя важнейшими регионами — Кавказом, Центральной Азией (а вслед за ней и Дальним Востоком) и Ближним Востоком. Причем в том, что касается коммуникаций между Европой и Центральной Азией, в нынешней глобальной стратегической конфигурацией данный путь через Турцию является безальтернативным ввиду блокирования коллективным Западом коммуникаций через РФ и Иран. Выстраивание нормальных отношений между Анкарой и Афинами позволит сделать его гораздо более удобным в точке входа транзитных потоков в единое экономическое пространство Евросоюза.

    Некоторые комментаторы сводят дело лишь к проекту «Турецкий поток», через который российский газ идет в ЕС. «Турецкий поток» действительно может быть достроен до Греции, но это лишь один момент возможного сотрудничества, всячески раздуваемый и искажаемый как некая попытка обхода антироссийских санкций — хотя кто заставляет ЕС ставить рекорды в закупке российского газа, а США — российского урана? А между тем куда более значительную геоэкономическую и геополитическую роль могут сыграть варианты наращивания поставок в ЕС энергоносителей из Азербайджана, Центральной Азии и Ближнего Востока по уже имеющейся сети через Турцию и Грецию — альтернативных российским. То же самое касается и транзитных потоков прочих товаров.

    Очевидно одно — на фоне того, как торговые потоки и деньги продолжают уходить из Восточной Европы и Ближнего Востока, их могут привлечь к себе государства, занимающиеся конструктивной повесткой дня и перестройкой своих регионов в интересах жителей этих регионов, а не в соответствии с требованиями и нормами самозванных апологетов либеральной демократии. Это — вопрос глобального значения, и противодействие выстраиванию жизненно важных транспортных артерий из Европы в Азию будет серьезным, особенно в плане воздействия на государства, контролирующие узкие места на этом пути — участки, объехать и даже облететь которые невозможно в нынешней ситуации. Это - Азербайджан, Турция, Грузия и Казахстан. Дестабилизация любой из этих стран ломает новый маршрут, и над этой дестабилизацией есть много желающих поработать — примером тому является ситуация в Грузии.

    Кровавый результат службы заморским империям

    Сближение Турции и Греции также идет непросто, поскольку затрагивает интересы целого ряда мировых игроков. Выгоды его очевидны для Турции и сопредельных с ней стран в восточном направлении. Но и для греческого истеблишмента необходимость улучшения отношений с Турцией не может не быть очевидной. Во-первых, только через сотрудничество с соседней, динамично развивающейся Турцией (85 млн населения), небольшая Греция (10 млн населения) может выбраться из хронических экономических проблем. Ведь несмотря на все субсидии ЕС (или из-за них?), эта страна регулярно сталкивается с жесточайшими финансовыми проблемами, а идеологизированное либералами членство в «европейской семье» (вместо выстраивания собственного региона) не помогло ей ни наладить устойчивую экономическую модель, ни даже выстроить современную инфраструктуру на уровне западных стран. Евросоюзовцы десятилетиями открыто и бесцеремонно называют Грецию «проблемным ребенком» Евросоюза, наглядно демонстрируя свое отношение к стране.

    Во-вторых, греческая история изобилует примерами пагубности антитурецкого национализма. Греки уже не раз соглашались стать орудием расправы империалистических стран с Османской Империей или Турцией. Характерным примером был т. н. «Малоазийский поход», в ходе которого греческие войска, открыто подстрекаемые и снабжаемые Британией и Францией, высадились в 1919 года в Измире и принялись вместе с британцами, французами и итальянцами рвать на части Турцию. Первоначально им казалось, что они оказались в отличной кампании и вместе с западными империями враз расправятся с соседями. Греческий король Константин обещал подданным в сотрудничестве с демократическим христианским Западом «на трупе Турции» создать «великую Грецию». Но через два года народного сопротивления греческие интервенты оказались разгромлены, а те события стали известны в Греции как «малоазийская катастрофа».

    Армянские националисты в современную эпоху делали на Кавказе то, что греческие шовинисты — в Малой Азии. Пытались осуществить экспансию, поступив на службу далеким империям. И сегодня, когда важность коммуникаций, пролегающих через Южный Кавказ, возрастает, они снова пробуют идти по все тому же пагубному пути, надеясь, что за помощь внешним государствам в срыве планов восстановления региона им дадут подачку с барского стола. Увы, уроки истории усваиваются очень долго.

    И тем важнее, что турецкий и греческий руководители сейчас делают шаги в будущее, преодолевая негативное наследие времен стравливания турок и греков со стороны империалистических держав и возвращаясь к куда более основательному наследию веков конструктивного сосуществования и сотрудничества. Это поможет и строительству мира на Кавказе.

    Взгляды и мнения, выраженные гостевыми колумнистами в своих авторских статьях, могут отличаться от позиции редакции и не всегда отражают её взгляды.

    Caliber.Az

    Просмотров: 1877

    Подписывайтесь на наш Telegram-канал


Читайте также

Игра мускулами или контуры нового Карибского кризиса? Аналогия с событиями 1962 года

15 Июня 2024 - 17:17

Путь Баку, ультиматум Москвы и паника Парижа «События» с Мурадом Абиевым

15 Июня 2024 - 19:14

Шушинская декларация — фактор региональной стабильности И констатация исторического выбора

15 Июня 2024 - 15:44

Экологические дестинации Азербайджана: туризм на вулканах Обзор Caliber.Az

15 Июня 2024 - 09:40

Союзнические отношения во благо мира и безопасности 3 года Шушинской декларации

15 Июня 2024 - 11:42

Алко-пропаганда «Истерики древнего мира»

14 Июня 2024 - 12:03
РЕКЛАМА
Видео
Последние новости

    Испания возобновила импорт железа и стали из России

    15 Июня 2024 - 21:00

    Эрдоган поздравил азербайджанский народ

    ФОТО

    15 Июня 2024 - 20:49

    Азербайджанский клуб подписал бразильского нападающего

    15 Июня 2024 - 20:32

    В азербайджанской армии состоялся цикл мероприятий по случаю Дня национального спасения

    ФОТО/ВИДЕО

    15 Июня 2024 - 20:27

    Харрис: США поддерживают Украину для сохранения выгодного миропорядка

    15 Июня 2024 - 20:19

    Зорлу Торе подчеркнул роль Гейдара Алиева

    15 Июня 2024 - 20:05

    Жительницу Азербайджана насмерть ударило током

    15 Июня 2024 - 19:50

    ЦАХАЛ сообщил о гибели восьми военных на юге сектора Газа

    15 Июня 2024 - 19:47

    В Товузе автомобиль упал в реку, двое пропали без вести

    ФОТО/ВИДЕО

    15 Июня 2024 - 19:45

    Швейцария обыграла Венгрию на Евро-2024

    15 Июня 2024 - 19:40

    Мухтар Бабаев встретился с победителем конкурса Yüksəliş

    15 Июня 2024 - 19:27

    Зеленский в рамках саммита по Украине встретился с президентом Грузии

    15 Июня 2024 - 19:15

    Путь Баку, ультиматум Москвы и паника Парижа

    «События» с Мурадом Абиевым

    15 Июня 2024 - 19:14

    Турецкий эксперт: Единство Баку и Анкары – стимул для консолидации Тюркского мира

    15 Июня 2024 - 18:55

    Премьер Италии собирается в Китай

    15 Июня 2024 - 18:53

    В Азербайджане надеются на увеличение туристов в этом году

    15 Июня 2024 - 18:40

    Румыния оплатит обучение украинских пилотов на F-16

    15 Июня 2024 - 18:29

    Президент Колумбии попросил участников саммита по Украине обсудить окончание войны, а не продление

    15 Июня 2024 - 18:21

    Названо количество произведенных в Азербайджане легковых автомобилей

    15 Июня 2024 - 18:18

    Задержаны 14 человек по делу о хищении полумиллиона манатов у пожилых граждан

    ФОТО/ВИДЕО

    15 Июня 2024 - 18:06

    Эрдоган озвучил решение для мира на Ближнем Востоке

    15 Июня 2024 - 18:00

    Румыния согласилась обучить украинцев пилотированию F-16 за свой счет

    15 Июня 2024 - 18:00

    Россия стала причиной спора между Шольцем и Бербок

    15 Июня 2024 - 17:41

    Депутат бундестага: ВСУ должны иметь право бить оружием Запада по всей РФ

    15 Июня 2024 - 17:40

    Стало известно, когда пройдет заседание Совета глав МИД стран ОДКБ

    15 Июня 2024 - 17:20

    Игра мускулами или контуры нового Карибского кризиса?

    Аналогия с событиями 1962 года

    15 Июня 2024 - 17:17

    Испания возобновила покупки железа и стали из России

    15 Июня 2024 - 17:00

    ВС Швеции обвинили Россию в нарушении воздушного пространства

    15 Июня 2024 - 16:50

    СК Армении о деталях гибели военнослужащего-контрактника

    15 Июня 2024 - 16:40

    В Азербайджане увеличиваются грузоперевозки

    15 Июня 2024 - 16:40

    Сийярто: ЕС принял условия Будапешта для переговоров с Украиной

    15 Июня 2024 - 16:20

    Узбека Абдуллатифа экстрадировали из Азербайджана в Австрию

    15 Июня 2024 - 16:10

    Сунак: Великобритания пока не рассматривает отправку своих военных в Украину

    15 Июня 2024 - 16:00

    Армия Турции ликвидировала боевиков на границе Ирака и Сирии

    15 Июня 2024 - 15:50

    Жапаров обсудил с Путиным углубление сотрудничества в рамках ЕАЭС

    15 Июня 2024 - 15:45

    Шушинская декларация — фактор региональной стабильности

    И констатация исторического выбора

    15 Июня 2024 - 15:44

    Шольц объяснил, почему Германия заблокировала 14-й пакет санкций против РФ

    15 Июня 2024 - 15:40

    Актам Хаитов: Узбекистан готов помочь в восстановлении объектов культуры в Карабахе

    15 Июня 2024 - 15:30

    Сахиль Бабаев встретился с завоевавшими олимпийскую лицензию боксерами

    ФОТО

    15 Июня 2024 - 15:30

    Так бакинские водители превращают тротуары в парковки

    ФОТОФАКТ

    15 Июня 2024 - 15:29

Все новости