«Армения уже поняла необходимость налаживания отношений с Азербайджаном» Caliber.Az из Тбилиси
Интервью Caliber.Az с доктором экономических наук, грузинским экономистом Георгием Джахая.
- Между Грузией и Россией нет дипломатических отношений, но в экономическом плане страны тесно связаны. Как вы объясните это?
- Во-первых, отсутствие политических связей не мешает торговле. Но проблема в другом. Если бы большинство поставок из Грузии шло в Россию, это было бы, конечно, неплохо, но все обстоит с точностью до наоборот. Происходит импорт российских товаров, в первую очередь нефтепродуктов, и за счет этого растет привязанность Грузии к России. То есть, если завтра Грузии придется вводить санкции против России, то мы останемся без нефтепродуктов, пшеницы, хлеба и прочих товаров.
В 2009-2010 годах Грузия практически освободилась от российской экономической зависимости. Но после смены власти был взят курс на налаживание экономических отношений с Россией, в результате мы вновь попали в зависимость от нее. Очень много металлов закупается из России Грузией, это такие стратегические продукты, которые на данный момент никакой другой страной не могут быть заменены. Кроме того, до российско-украинской войны очень много металлов в Грузию поступало из Киева. Но сейчас поставки из Украины невозможны, и все это завозится из России.
- Какие меры принимает правительство Грузии для уменьшения этой зависимости?
- Никаких мер не принимается, наоборот, растет импорт из России, в основном автомобильной техники, тем более что в России цены ниже, чем в других странах, хотя качество намного хуже.
- Как отразились на Грузии антироссийские санкции?
- Антироссийские санкции положительно отразились на нашей стране, потому что часть экспортируемых Россией грузов стала поступать транзитом через Грузию. Конечно, все это сиюминутный эффект, рано или поздно эти перевозки остановятся. Как это, например, произошло с российским углем после того, как он перестал отгружаться через Новороссийск - около месяца Россия экспортировала уголь через грузинские порты.
- Что делает Грузия, чтобы уменьшить свою зависимость от импорта электроэнергии из России?
- В последнее время в Грузии активизировались силы, которые выступали против строительства крупных ГЭС. Например, в прошлом году происходили акции, которые привели к тому, что турецкая компания ENKA Renewables LLC объявила о расторжении контракта с правительством Грузии по строительству крупной ГЭС у села Намахвани на западе страны. Против реализации проекта продолжительное время выступали местные жители и представители НПО. Они опасались, что проект нанесет непоправимый ущерб экологии. Еще одна причина протеста - условия договора между государством и частным инвестором. В результате инвестиции в размере 1 миллиарда долларов, которые должны были быть вложены в Грузию, были утеряны, и наша страна потеряла возможность получать дешевую электроэнергию.
И в итоге это сыграло на руку России, которая является в данном случае экспортером электроэнергии в Грузию, хотя мы сами могли бы быть экспортерами.
- Рассматривает ли Грузия Казахстан в качестве альтернативного рынка для импорта пшеницы?
- Из-за того, что воюют между собой два крупнейших производителя зерна в лице России и Украины, в этом году в Грузии ожидается дефицит пшеницы. Определенные компании налаживают связи с Казахстаном, и, насколько мне известно, впервые за долгие годы казахстанская пшеница прошла транзитом через грузинский порт Поти.
- А что насчет потока российских туристов в Грузию?
- Сейчас такая сложная ситуация, что трудно что-либо прогнозировать. Если в России объявят всеобщую мобилизацию и закроются границы, никому не дадут выехать. Поэтому молодежь массово покидает Россию, пытаясь избежать мобилизации.
Рассчитывать на российского туриста на данный момент не приходится. Кроме того, есть много российских граждан, которые хотят получить ПМЖ в Грузии. Они тоже подпитывают туристическую сферу.
- Как вы оцениваете нынешнее охлаждение отношений между Тбилиси и Киевом?
- К сожалению, действующее правительство Грузии считает, что сегодня у власти в Украине стоят сподвижники Саакашвили, и это отрицательно сказывается на взаимоотношениях между нашими странами.
Большинство населения Грузии поддерживает украинцев в борьбе с Россией, много грузин воюет на стороне Украины. Увы, грузинские и украинские власти не уступают друг другу и продолжают обмениваться колкостями, которые вредят нашим отношениям. Надеюсь, что здравый смысл возобладает и в итоге власти обеих стран найдут общий язык.
- На ваш взгляд, какие страны ЕС поддержат вступление Грузии в этот союз?
- И Грузия, и Украина, и Молдова получили список вопросов, но наша страна ответила на них самой последней. На словах правительство делает одно, а на деле другое.
Да, евроскептики могут найти очень много проблемных мест в Грузии, которые возникли в стране в последние годы и которые наша власть не хочет решать. В первую очередь, это реформа судебной системы, которая является самой больной точкой грузинской власти. Сейчас трудно сказать, какие страны проголосуют за или против вступления Грузии. Я достаточно пессимистически смотрю на такое отношение ЕС к Грузии, думаю, что этот процесс затянется, потому что Тбилиси не совсем готов к вступлению в ЕС. Например, Турция, которая уже многие годы является кандидатом на вступление в ЕС, намного ближе к Европе, чем мы. Однако возможно, что в силу противостояния России и Европы нам повезет и мы станем членами ЕС.
- Чем привлекает грузинское общество правящая партия «Грузинская мечта»?
- Было бы ошибкой утверждать, что у «Грузинской мечты» нет своих сторонников. Но именно эту ошибку очень часто допускает наша оппозиция. В стране большое количество бюджетников, которые кормятся за счет государства. Они все голосуют за «Грузинскую мечту», потому что опасаются, что, если сменится власть, они могут потерять работу.
С другой стороны, с экономической точки зрения, сейчас нет такого давления на бизнес, которое было при Саакашвили. В итоге, крупный бизнес всегда находится на стороне властей.
Тем не менее, в стране по-прежнему существует коррупция.
- Как вы оцениваете нынешний уровень грузино-азербайджанских экономических отношений?
- Наши страны тесно сотрудничают, Грузия получает азербайджанский газ по низкой цене. За такую цену нам никто не продаст газ, и поэтому за это мы благодарны Баку.
- Какие выгоды принесет нашим странам проект совместного туристического пакета?
- Грузия достаточно солидный игрок в плане туризма. Данный проект представляет большой интерес и новые возможности как для Грузии, так и для Азербайджана. Ваша страна может получить дополнительных туристов, которые приезжают в Грузию и заинтересованы в турах в соседние государства. Грузия же в свою очередь может получить дополнительную привлекательность от новых туристических продуктов.
Вообще, практика совместных туристических пакетов существует во многих странах. Соответственно, подобная туристическая политика в случае дружественных государств работает эффективно. Думаю, и в случае Азербайджана с Грузией углубление взаимоотношений, наряду со многими другими сферами, будет важно и в отрасли туризма. А совместные туристические пакеты - часть углубления данных отношений, и это можно только приветствовать.
- Недавно президент Ильхам Алиев предложил формат регионального сотрудничества между Грузией, Азербайджаном и Арменией. Как вы расцениваете перспективу данного формата и чем он будет отличаться от формата «3+3»?
- Формат «3+3» Грузии не подходит, потому что сегодня ни один здравомыслящий грузин не рассматривает участие путинской России в общественной жизни своей страны. Даже Иран не сядет за один стол переговоров с Россией.
Я уверен, что в скором времени Баку и Ереван объявят о восстановлении дипломатических отношений. Армения уже поняла острую необходимость в этом. Если все три страны сумеют договориться, то наш регион будет процветать. Так что я полностью поддерживаю инициативу Ильхама Алиева, он использовал блестящие маневры для решения Карабахского вопроса и одержал безоговорочную победу. Уверен, и в случае предложенного им трехстороннего формата сотрудничества нас будет ожидать успех.