Авантюры и автократия Макрона загнали Францию в тупик Статья Arab News
В саудовской газете Arab News опубликована статья, посвящённая политической нестабильности во Франции. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«Назначение Мишеля Барнье на пост премьер-министра Франции на прошлой неделе произошло после длительного политического тупика, в котором находился президент Эммануэль Макрон. Страна оставалась без постоянного правительства с тех пор, как в июле прошёл второй тур голосования в законодательные органы.
Макрон объявил о проведении внеочередных парламентских выборов после блистательной победы ультраправых на общеевропейских выборах, надеясь увидеть подъём центристов-республиканцев. К его огорчению, выборы, на которых была зафиксирована самая высокая явка избирателей во Франции за последние 40 лет, привели к значительному росту голосов за ультраправое «Национальное объединение» и левый альянс «Новый народный фронт». Отсутствие явного большинства у какой-либо партии привело к тому, что Макрон провёл длительные консультации по поиску подходящего кандидата на пост премьер-министра.
Французский политический паралич последних двух месяцев пагубно сказался на политическом пути Макрона, который двигается в сторону автократии. Будучи переизбранным в 2022 году в основном для того, чтобы блокировать ультраправых, Макрон сегодня сталкивается с идеологическим кризисом.
Его амбициозный подход «en meme temps» (в одно и то же время), направленный на слияние левых и правых идеологий, непреднамеренно создал политический вакуум. Привлекая на свою сторону видных политиков от разных партий, Макрон стал центром притяжения во французской политике. Это ослабило партии, которые традиционно определяли политическую структуру страны. Образовавшийся вакуум быстро заполнили крайне правые и левые группы.
В течение последних двух месяцев Макрон пытался найти умеренного претендента, проводя длительные консультации с различными политическими лидерами и правительственными чиновниками. Он отверг кандидатуры Жордана Барделлы от «Национального объединения» и Люси Кастет от «Нового народного фронта». Появились предположения, что главными претендентами являются бывший премьер-министр Бернар Казнёв и правоцентрист Ксавье Бертран. Однако Макрон положил конец тупиковой ситуации, назначив Мишеля Барнье – французского политика от либерально-консервативной партии «Республиканцы».
Макрон был убеждён, что, откладывая это решение, он действует в интересах Французской Республики. Однако эта задержка разочаровала его политических сторонников, противников и широкие массы. Национальный координатор левой партии «Непокорённая Франция» (LFI) Манюэль Бомпар назвал действия Макрона «неприемлемым антидемократическим переворотом». Лидер LFI Жан-Люк Меланшон призвал к импичменту президента.
Политический кризис также ухудшил социально-экономические условия во Франции. Внеочередные выборы привели к резкому падению кредитных рейтингов и доверия инвесторов. Инвесторы охотно распродали французские долговые обязательства, а акции ведущих банков упали на 9%. Это произошло в тот момент, когда страна боролась с недовольством населения по поводу изменений в пенсионной системе, высокой инфляции и стоимости жизни, а также всплеска городской преступности.
Теперь перед Барнье стоит задача вывести Францию из политического паралича и устранить растущее социально-экономическое недовольство. Согласно французскому законодательству, правительство должно представить госбюджет в парламент до 1 октября. Одной из ключевых причин, по которой Макрон назначил Барнье на пост премьер-министра, является его руководство переговорами ЕС по Brexit. Пока неясно, оправдается ли авантюра Макрона. Французские левые наверняка бросят вызов новому премьеру в ходе голосования по вотуму недоверия.
Как бы то ни было, тупик заставил французских избирателей всё больше опасаться автократического подхода Макрона к управлению страной и поднял вопрос о широких конституционных полномочиях президента Пятой республики. Следствием авторитарного центризма Макрона стала убедительная победа ультраправых на недавних общеевропейских выборах. В системе Франции значительная власть находится в руках президента, что привлекает к его должности особое внимание. В периоды кризиса он несёт полную ответственность. Опросы показали, что неприязнь общества к Макрону носит личностный характер, что отличается от свойственного французам безразличия к правительству.
Завершив поиски премьер-министра Франции, Макрон надеется, что Барнье возродит его подход «en meme temps». Однако в ходе этого процесса президент оттолкнул от себя своих сторонников и дал возможность оппонентам усомниться в его компетентности. Наблюдая за тем, как Макрон борется с политическим кризисом, который он сам же и создал, объявив внеочередные выборы, французские избиратели вспоминали о рождении Первой республики, когда голос народа был главенствующим. Сегодня французы понимают, что страна каждые пять лет приводит к власти так называемого республиканского монарха, чьи обширные конституционные полномочия должны подвергаться сомнению.
Хотя поиски Макроном иллюзорно умеренного премьер-министра завершились, они, возможно, обернутся для него потерей собственного политического будущего», – говорится в статье.
Перевод: Фарах Мамедли