«Азербайджан будет играть важную роль в преодолении энергетического кризиса в Европе» Американский политолог в гостях у Caliber. Az
Интервью Caliber.Az с американским политологом, старшим научным сотрудником фонда Джеймстаун Маргаритой Ассеновой.
- После небольшого перерыва США вновь стали проявлять интерес к процессу армяно-азербайджанского урегулирования. Как вы считаете, в чем здесь интерес администрации Байдена?
- Война России против Украины подчеркнула важность разрешения существующих конфликтов в Европе и Евразии. Поскольку Азербайджан, Армения и Турция добились определенного прогресса в изменении региональной динамики в лучшую сторону, США, очевидно, хотят убедиться, что этот импульс не будет потерян в новой волне военных действий. Мир и стабильность на Кавказе имеют первостепенное значение как для Европы, так и для Центральной Азии, поскольку Европа зависит от увеличения поставок энергоносителей из Азербайджана через Грузию и Турцию, а Центральная Азия использует Средний коридор через Кавказ для торговли и экспорта нефти.
Поскольку Россия находится под санкциями, а Запад пытается ограничить поставки российских энергоносителей, США больше вовлечены в оказание помощи альтернативным производителям нефти и газа в выходе на европейские рынки. В то же время Россия препятствует транзиту нефти из Казахстана, что затрагивает ряд западных компаний, в том числе и американских.
- То есть, США в то же время пытаются ослабить влияние России на Южном Кавказе?
- Я не думаю, что Россия в состоянии оказывать сильное влияние в мире, в том числе, на соседние страны. Россия была не до конца состоявшимся государством еще до начала варварской войны с Украиной, и теперь она слабеет с каждым днем - экономически, финансово, в военном и социальном плане, поскольку общество скоро будет гораздо болезненнее ощущать тяжесть санкций. Эта война уже является стратегическим проигрышем для России, но это также и военный проигрыш, как в стратегии, так и в тактике. Такая страна не может иметь влияния, но все еще может попытаться разжечь раздор и даже конфликт в своем регионе. И именно этим должны быть озабочены правительства на Южном Кавказе и в Вашингтоне.
- Переговоры между Баку и Ереваном проходят не только при посредничестве Москвы. С прошлого года в этом процессе активную роль играет и Европейский Союз. На ваш взгляд, у кого больше шансов примирить Азербайджан и Армению - у Москвы, Брюсселя или Вашингтона?
- Речь идет о мире на Южном Кавказе, и это должно волновать в первую очередь страны Южного Кавказа. Сторонний наблюдатель может только помогать, но не управлять процессом. Но впервые мы видим, что ЕС более предметно участвует в этом процессе, и это очень позитивное событие. Южный Кавказ должен занять более важное место в стратегии безопасности Европы, что и показала нам война против Украины.
- Как вы оцениваете роль Азербайджана в преодолении Европой газового кризиса, вызванного российско-украинской войной и антироссийскими санкциями?
- Азербайджан будет играть хоть и небольшую (в масштабах Европы – Ред.), но очень важную роль в преодолении текущего энергетического кризиса в Европе. Усилия Баку по ускорению новых газовых маршрутов для помощи Европе высоко ценятся как в Брюсселе, так и в Вашингтоне. Но наиболее существенные изменения азербайджанский газ произведет на Балканах, где он может полностью заменить российский газ, поставляемый через «Турецкий поток – 2». В среднем, страны Юго-Восточной Европы - от Словении до Румынии и Греции и все страны между ними - ежегодно импортируют менее 10 млрд. куб. м российского газа. Они могут быть легко заменены азербайджанским газом.
- На ваш взгляд, действительно ли сегодня мир приблизился к опасной точке начала ядерной войны между Россией и НАТО?
- Я думаю, что Москва блефует по поводу возможного применения ядерного оружия против Украины или Запада. Владимир Путин может быть убийцей, но он точно не самоубийца. Он прекрасно понимает, что начало ядерной войны с НАТО означало бы конец России и даже больше.
- Расширение ЕС и НАТО - примут ли Украину, Молдову и Грузию в эти организации?
- ЕС готов принять эти три страны в свои ряды - Украина и Молдова даже уже были приглашены. Я уверена, что и Грузия будет приглашена в ближайшее время. Процесс этот длительный и зависит от уровня реформ и гармонизации законов в странах-кандидатах. Но он может пройти очень быстро, как это произошло с большинством новых членов во время волны 2004 и 2007 годов. Это зависит от правительств в Киеве, Кишиневе и Тбилиси гораздо больше, чем от Брюсселя.
Членство в НАТО также возможно, но это опять же будет зависеть от желания отдельных государств вступить в Альянс. Впрочем, Грузия отказывается от своей заявки на вступление в НАТО, явно под давлением России. Молдова колеблется и сейчас очень боится горизонтального расширения войны. А Украина готова вступить в НАТО, ведь она продемонстрировала, что у нее есть храбрая и очень эффективная армия, способная дать отпор России еще до появления западного оружия.