Бреши Пашиняна Кочарян не дремлет
В последние дни армянские ТГ-каналы усиленно тиражируют некий инсайд из Ирана. Речь в нем идет о подробностях визита на прошлой неделе секретаря Совбеза РА Армена Григоряна в Тегеран и его встречи с иранским коллегой Али Шамхани.
Первым 16 апреля распространил новость на своем ТГ-канале востоковед и политолог Андраник Ованнисян. Звучит она так: «По сведениям моих коллег из Ирана, в ходе последнего рабочего визита в Тегеран секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян на закрытой встрече с секретарём Высшего совета безопасности Ирана Али Шамхани сделал довольно громкое заявление, что Москва оказывает давление на Ереван в вопросе предоставления коридора по территории Сюника (Зангезур – ред.) для установления бесперебойной сухопутной связи между Россией и Турцией через Азербайджан, Армению и Нахичевань (Нахчыван – ред.). По тем же данным, иранские власти неоднозначно отнеслись к словам Григоряна, восприняв их в качестве попытки Запада через подконтрольных лиц в армянской власти вбить клин во взаимоотношения между Тегераном и Москвой».
В этой новости вот что странно: консультации на уровне глав советов безопасности свидетельствуют об очень доверительных отношениях между странами. И вдруг на этом фоне иранский представитель заподозрил своего армянского коллегу в неискренности и поспешил сообщить об этом всему свету. Получается, что последний приехал в соседнюю страну с насущной проблемой, можно сказать - просить помощи, а тот, кто эту помощь мог бы оказать, не только не протянул руку, но еще и пнул просящего ногой.
На наш взгляд, среди нескольких возможных причин подобного информационного слива, стоит детальнее остановиться на двух.
Версия первая: Иран имеет негласные договоренности с Россией, в числе которых обязательство Москвы перед Тегераном не форсировать осуществление проекта Зангезурского коридора. Однако вопреки этому соглашению Россия все-таки пытается продавить выгодный ей замысел. Напомним, что в случае реализации проекта РФ получит возможность быстрее производить обмен товарами с Турцией. И вот Тегеран, который видит в коридоре угрозу своему статусу региональной державы, засвечивает это намерение Москвы и таким образом априори «делегитимизирует» его. В то же время, не желая входить в конфронтацию с Россией, Иран оставляет ей возможность сохранить лицо, списав все на проделки Запада.
Сразу оговоримся, что эта версия кажется нам маловероятной. Иран, страна с тысячелетней традицией государственности и дипломатии, наверняка нашел бы более солидный способ выразить России недовольство ее действиями, нежели применить такой сомнительный прием. Глава МИД Абдоллахиан мог бы, скажем, позвонить московскому коллеге Лаврову. Непохоже, чтобы две такие державы общались между собой посредством армянских блогеров, которых в России вряд ли кто читает.
Версия вторая: иранские источники ни с кем ничем не делились. При этом сама информация о жалобе Григоряна на Россию могла иметь, а могла и не иметь место. Что-то подобное, видимо, все же было, так как кляузничать - фирменный стиль армянской стороны. Но если бы даже подобной ситуации не было, Ованнисяну вполне могли поручить ее придумать. Он ведь не представляет официальное новостное издание, и, соответственно, иранская сторона вряд ли будет преследовать его за клевету.
Андраник Ованнисян отличился антизападными и пророссийскими выступлениями, что дает повод заподозрить его в связях со вторым президентом РА Робертом Кочаряном. То, что громкую публикацию «расшарили» все пророссийские армянские телеграм-каналы, только подтверждает это подозрение. Да и основными подписчиками провинциального политолога, как уже отмечалось выше, являются армяне. Следовательно, и адресатом данной сенсации является сугубо армянский социум.
Цель же всей операции – нанести еще один медиа-удар по команде Пашиняна, способствовать снижению его рейтинга. Иранская тема для этого - весьма удачная почва.
Авторитет России в Армении после ее формального невмешательства во Вторую Карабахскую войну заметно снизился. Подпись российского президента под Трехсторонним заявлением о прекращении огня от 10 ноября 2020 года, фактически предполагающим экстерриториальность Зангезурского коридора, также не добавляет симпатий армян к России. Добавим к этому отказ Москвы от военного вмешательства в периодические обострения на условной азербайджано-армянской границе в последние два года и придем к выводу, что шансы Кочаряна на законный приход к власти пока весьма и весьма призрачны.
На этом фоне вся медиамашина Кочаряна работает на то, чтобы манипулировать патриотическими настроениями простых армян, используя любую возможность, чтобы представить Пашиняна предателем нации. Нежелание же России «помогать» Армении приписывают «сугубо преступной антироссийской политике» Пашиняна.
В этом смысле очень удачно подвернулся случай с миссией ЕС, представители которой отказались явиться на место недавней эскалации близ села Дыг. Инцидент был, естественно, сразу использован кочаряновскими СМИ как пример провальной внешней политики Пашиняна.
То есть пропагандистская команда Кочаряна работает на то, чтобы бить в любую обнаруженную брешь. А создавать бреши – это особый талант Пашиняна. Вот и здесь, скорее всего, как было сказано выше, Григорян действительно нажаловался иранскому коллеге на Россию, что вполне вероятно, стало известно кому-то еще. Команде Кочаряна для раскачивания армянской лодки оставалось лишь выдумать реакцию иранских властей.
На фоне нежелания России впрягаться за Армению и неожиданной «робости» европейских полицейских единственная страна, которая в глазах армян готова выступить их защитницей, – это Иран. ИРИ бряцает оружием, угрожает Азербайджану разными карами и даже осуществляет против нашей страны враждебные акты. Естественно, все эти действия вызывают у простых армян симпатию к южному соседу. Правящая же группа пытается выжать из ситуации максимум возможного. Мы уже писали об уровне сотрудничества между этими странами. И здесь команда Пашиняна действует, пожалуй, на грани фола, балансируя между Западом и подсанкционным Ираном (кто знает, не является ли причиной «сонливости» миссии ЕС ревность к сближению Армении с Ираном?).
Таким образом, в число основных факторов, позволяющих пока еще держать на плаву рейтинг Пашиняна (имеющий явную тенденцию к снижению на фоне множества нерешенных проблем, включая мир с Азербайджаном), вероятно, входит и союз с Ираном.
И вот тут «хитрый» Кочарян не нашел ничего более изощренного, как состряпать утку, представляющую Пашиняна изменяющим главному союзнику Армении. Не в глазах иранцев, разумеется, а в глазах армян – основной аудитории этой утки.
Любопытно, как молодой востоковед завершает свою публикацию: «Мне известно, что за моими публикациями пристально наблюдают в ряде государственных структур Армении, в том числе в МИД, поэтому надеюсь, что в кратчайшие сроки они публично опровергнут данную информацию либо объяснят мотивы действий секретаря Совета безопасности Армении Армена Григоряна, если, конечно, они согласованы с высшим руководством страны, а не иных государств».
То есть, по мнению Ованнисяна, «государственные учреждения, в том числе и МИД» (неважно какой страны) просто обязаны комментировать, отвечать, опровергать каждого умничающего блогера, тем более когда поднимается такой «серьезный вопрос». А вот если не ответит, значит все обстоит «именно так, как я сказал».
Не кажется ли вам, что от одной этой фразы уже несет демагогией а-ля-арменьен, исключающей всякую серьезность «инсайда»?
Вместе с тем, как говорится, вода камень точит. В условиях нестабильности внешнеполитического курса Пашиняна подобных информационных вбросов будет все больше и больше. И когда они наберут критическую массу, ситуация для варчапета может принять весьма серьезный оборот.