Бьющий в бубен Рубен – хроника одного интервью Размышления Эмина Галалы
Дивная, залитая лучами солнечного света зеленая лужайка перед зданием церкви. Два сидящих на простых стульях человека беседуют под хрустальные раскаты церковных колоколов. Один помладше, задает вопросы. Другой – постарше – степенно отвечает, размеренно объясняя собеседнику сложные хитросплетения и перипетии бытия.
Отвечающий подчеркнуто чеканит слова, изрекая, казалось бы, бесспорные истины. О важности защиты родины. О необходимости национальной консолидации. О древности и мощи своего народа, указывая на его распространенность на земном шаре. Он говорит о сакральной важности жизни на родной земле. О невозможности ее утраты без страшных последствий для этноса в целом. О важности образования. Об экономике и сельском хозяйстве. О новых технологиях. О сохранении надежды в лоне веры. Об опасности отсутствия безопасности.
Журналист учтиво соглашается, подыгрывая собеседнику. «Как сохранить и обустроить Арцах» - именно так назвали это видеоинтервью с Рубеном Варданяном его авторы. Я не хочу анализировать излишне детально. Слишком много чести. Остановлюсь на нескольких явных нестыковках, которые не оставляют сомнений, что успешный российский бизнесмен, несколько месяцев примеряющий тогу спасителя «арцаха», готов принести армянскому населению Карабаха новые несчастья. За разговорами о том, что никто не хочет новых жертв, Варданян не скрывает готовности положить тысячи армянских жизней на алтарь химеры независимости. Той крови, что уже пролилась, ему мало. «Миацум головного мозга» неизлечим.
Если верить Варданяну, то армянский народ один из немногих – нет, вы только вдумайтесь! – который живет на своей земле в нашем регионе. Армянское нагорье. Армянское горе – вот это ближе к истине. Все остальные народы пришлые. Ату их, ату! «Арцах» – колыбель армянской и христианской цивилизации. Армяне жили здесь тысячелетиями, поэтому Степанакерт ранее назывался Ханкенди. А о том, что будет Степа Шаумян, армянские ясновидящие узнали в …надцатом веке до нашей эры. И дали название заранее. Без машины времени не обошлось! Армяне жили везде. Всегда. Просто большую часть земли у армян внаглую отобрали злые соседи.
В какой-то момент звон колоколов побуждает господина Варданяна немного удивленно и изящно – как ему кажется – сказать о символизме звука набата в наше тревожное время. Я открою ему секрет – если сидишь рядом с действующей церковью, то колокол обязательно зазвонит. Это как услышать паровозный гудок рядом с вокзалом. Символично? Или как крик петуха рядом с курятником.
Варданян считает себя вправе говорить о проблемах Азербайджана, о нашей экономике, о наших городах и селах и их развитии. Более того, о настроениях в обществе (ха - не дождешься!). Он даже осмелился говорить о том, что азербайджанцы не хотят погибать «неизвестно за что». Вынужден разочаровать. Азербайджанцы знали, за что сражались и умирали в 1-ую Карабахскую в 90-ых. Они тем более знали, для чего рисковали, а порой и жертвовали собой в 2020. Они готовы пройти этот путь вновь и вновь, несмотря на боль и жертвы. Лишь бы очистить Родину от остатков скверны армянского сепаратизма.
В конце интервью Варданян – с многочисленными оговорками – берется открыто угрожать Азербайджану, предостерегая нас от попыток использования силовых решений. Дескать, дорого обойдется. Господин Варданян вроде как успешный бизнесмен, с мощными аналитическими способностями. Что же теперь пальчиком нам грозить? А почему все ужасные беды, которые должны были посыпаться нам на голову в 2020 за решение освободить свою землю, нас миновали? Бьет в барабан после свадьбы, хотя по этому интервью ему больше подойдет шутовской бубен. При этом елейно заявляя, что не пугает. А и не сможете. Пуганые мы. И стреляные. И резаные.
В паре вопросов я с интервьюируемым согласен. Нет, серьезно. В трагичности оскверненных могил и вынужденной жизни вдали от родных очагов. Азербайджанцы это за 30 лет армянской оккупации выучили на «пять». В том, что все возвращается – насилие, кровь. Все так, и именно это вернулось армянам в Карабахе в 2020 году. Посеявшие ветер в 90-ых собрали обильнейший урожай.
Просматривая это шедевр жанра интервью, поневоле вспоминается работа Солженицына «Как нам обустроить Россию?». Не имевшая большого успеха, несмотря на начальные волны интереса. Господин Варданян говорит весьма разумные вещи, но вот только точку приложения он выбрал второпях. Ему не о сохранении почившего в бозе «арцаха» надо думать, а о сохранении Армении. Если он хочет служить своему народу, пусть делает это там, где этот народец проживает.
Закончу просто. Ну, или относительно просто. Если Рубен бьет в бубен…Варданян пытается плести сложную многоходовку, вытягивая нас на попытки понять, что представляет из себя его начинание. Кто он? Агент Кремля? Искренний в безумии фанатик? Троянский конь диаспоры, призванный снести неугодное забугорному армянству пашинянство? Будущий армянский премьер, который станет именовать себя «варчапетом айастано-арцахским» и претендовать на руководство и Армений, и правительством в изгнании «арцаха» (будет ли правительство, не знаю, а вот изгнание - будет всенепременно)? Наконечник антитурецкого копья некоторых тюркофобов с Запада? Мое мнение – всего понемногу. Но главное, что Варданян, будучи человеком опытным и неглупым (даром что чушь порол в интервью, но это неизбежно) будет всячески способствовать распространению слухов о своем почти неограниченном влиянии везде, от эвенков до масаи.
Но больше всего как вариант мне импонирует наконечник. Не копья, нет. Чего-то другого. Но в случае с Варданяном он порвался…