«Цель Франции — выдавливание России из региона, а не забота об Армении» Экспертные мнения на Caliber.Az
Многие наблюдатели уверены, что в настоящее время оформляется переход Армении под протекторат Запада. В этой связи, например, Москва призвала Ереван не дать Западу обмануть себя и повести Армению по ложному пути. Об этом говорится в заявлении МИД РФ в связи со встречей высокого уровня в формате Армения — США — ЕС, которая прошла 5 апреля в Брюсселе.
Российская сторона рассматривает эту встречу «как очередную попытку коллективного Запада втянуть Южный Кавказ в геополитическое противостояние».
«Безответственное и деструктивное вмешательство внерегиональных сил в дела Южного Кавказа, стремление вбить клин между странами региона и их соседями могут обернуться самыми негативными последствиями для стабильности, безопасности и экономического развития в регионе, спровоцировать появление новых разделительных линий, а также неконтролируемый рост напряженности. Очевидно, что Запад хочет превратить Армению в инструмент реализации своих крайне опасных замыслов на Южном Кавказе. Нам известно, что Вашингтон и Брюссель под эфемерные обещания добиваются выхода Армении из ОДКБ и ЕАЭС, вывода российской военной базы и пограничников. Призываем руководство в Ереване не дать Западу обмануть себя и повести страну по ложному пути, чреватому возникновением вакуума безопасности, серьезных проблем в экономике и оттоком населения», — считают в МИД РФ.
Итак, можно ли полагать, что Армения недалека от практической смены внешнеполитической ориентации и от перехода под покровительство ЕС и США? В интересах ли это армянского народа? Произойдет ли это неминуемо, или есть значительная вероятность, что какие-то обстоятельства не позволят официальному Еревану сделать это?
Оценить происходящее по просьбе редакции Caliber.Az взялись зарубежные эксперты.
Как отметил кыргызский политический эксперт, доктор исторических наук, профессор Аскар Джакишев, в последнее время Армения все более превращается в «больного человека Кавказа».
«Из-за нежелания руководства Армении пойти на подписание мирных соглашений с Азербайджаном, чтобы поставить точку в 30-летней вражде, сложилась ситуация вовлечения в регион внешних игроков, которые увидели в этом тлеющем конфликте свой политический интерес.
С точки зрения политической борьбы, в целях удержания власти в республике, нынешнему армянскому руководству нежелательно, даже губительно, брать на себя ответственность за провал карабахской кампании, что станет основанием для отправки в небытие Пашиняна и его сторонников.
Сформулированная позиция армянского руководства: ни мира, ни войны, дает временную отсрочку Пашиняну, чтобы выскочить из патовой ситуации, для чего и ведутся активные дипломатические консультации со странами Запада в поисках новых друзей-союзников, которые, по мнению армянской стороны, поспособствуют выходу из сложившейся ситуации, «не потеряв лица», констатирует профессор.
По его словам, активизацией в регионе Франции, новоявленного партнера Армении, недовольны, пожалуй, все основные игроки: Россия, Иран, Азербайджан, Турция, так как все понимают, что за спиной Франции стоят США и Англия.
«Для Франции первостепенная задача, как и для ее союзников по НАТО: США и Англии, это выдавливание России из региона, а не забота о соблюдении «политического лица» руководства Армении.
Таким образом, совершаемые политические зигзаги Пашиняна не достигли желаемых целей, более того, был задан тренд к разрушению устоявшейся за многие десятилетия расстановки политических сил в регионе, что чревато вооруженным обострением на Кавказе. Мне представляется, что только после того, как руководство Армении убедится в безуспешности своих ожиданий от новоявленных западных партнеров, можно ожидать изменения позиции армянской стороны», — говорит Джакишев.
Российский политолог, доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель магистерской программы по дипломатии Станислав Ткаченко считает, что, безусловно, часть представителей руководства современной Армении сделала смену внешнеполитической ориентации, европейский и атлантический выбор своей высшей целью.
«Выпускники соросовских образовательных программ, постоянные получатели грантов ЕС и отдельных государств коллективного Запада именно в таком курсе видят будущее для своей страны. Допускаю, что многие привержены ценностям толерантности, инклюзивности, демократии вполне искренне. Хотя, конечно, не все.
Практическое воплощение этой цели — задача нетривиальная в политическом и технологическом плане. Абсолютное большинство граждан Армении интересуется внутренней политикой, а вопросы внешней политики очень от него далеки. В целом армяне неплохо относятся к россиянам, поэтому те из них, кто все-таки интересуется дипломатией и внешней политикой, такому повороту не рады, по крайней мере, испытывают настороженность», — говорит доктор.
По его мнению, нынешние отношения России и Армении сложно охарактеризовать термином «покровительство», скорее речь идет о равноправном политико-экономическом сотрудничестве и опеке в области безопасности. «Именно по этой «опеке» сейчас наносят удар США и ЕС. Но похоже, что получается это пока не очень успешно. Состоявшаяся 5 апреля 2024 года в Брюсселе встреча премьер-министра Армении Никола Пашиняна, госсекретаря США Энтони Блинкена и председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен принесла Армении так мало официально объявленных результатов, что даже еврооптимисты в Армении и за ее пределами серьезно задумались — чего конкретно хочет от Еревана Запад? В России мнение о том, что ее хотят использовать для создания напряженности в регионе Кавказа и на южных рубежах России, лишь еще больше укрепилось», — отметил политолог.
В интересах ли это армянского народа, может ответить только сам армянский народ, считает он.
«Но похоже, что спрашивать его никто во властных кабинетах Еревана не собирается. Россия рассматривает интеграционные проекты, в которые вовлечен Ереван (ЕАЭС и ОДКБ), как отвечающие национальным интересам всех государств-членов, в том числе Армении. ОДКБ обеспечивает безопасность в признанных международным сообществом границах, а ЕАЭС создал «внутренний рынок» таких объемов, что на нем может быть реализована не только производимая сейчас в Армении продукция, но и та, что будет выпускаться после широкомасштабных инвестиций в армянскую промышленность, сельское хозяйство и сферу услуг.
У меня создалось впечатление после изучения серии официальных заявлений российского МИДа, что Армения все эти блага может в короткий срок потерять, если ее нынешняя политика «поворота от России» продолжится. И это точно будет не в интересах армянского народа», — полагает Ткаченко.
Остановить негативное развитие процесса деградации российско-армянских отношений призвана, прежде всего, дипломатия, говорит он.
«Сейчас Россия задействует классическую дипломатию по линии МИД, парламентскую дипломатию (встречи депутатов), экономическую дипломатию (развитие энергетических, транспортных проектов, а также туризма). При этом в экспертном сообществе России все больше популярна мысль о том, что в силу культурных и цивилизационных различий Армения никак не входит в ареал российской цивилизации, поэтому нашей власти нет никаких причин надрываться для того, чтобы завоевать симпатии Никола Пашиняна и его ближайшего окружения. Цитируя лозунг из известного фильма: «Что мертво — умереть не может». Самая актуальная задача для России сегодня — понять, переживут ли нынешний кризис двухсторонние отношения с Арменией или эту страницу нашей истории можно без сожаления перевернуть», — заключил Ткаченко.