Европейская партия Пекина и раскол Старого Света Размышления Теймура Атаева
Как же все-таки мастерски Пекин ведет свою европейскую партию, демонстрируя, насколько эфемерно единство Европы. Так, 11 сентября, во время своего визита в Китай, премьер-министр Испании Педро Санчес громогласно призвал Евросоюз «пересмотреть предложенные тарифы на импорт электромобилей китайского производства».
В свете прозвучавшего отметим, что осенью 2023 г. Еврокомиссия (ЕК) приступила к расследованию в отношении производителей электромобилей из КНР, заявив об экспорте китайских электрокаров в Европу благодаря «скрытым субсидиям, получаемым китайскими автопроизводителями от государства», что позволяет им реализовывать автопродукцию по заниженным ценам, способствуя «перебитию стоимости» европейских «собратьев». По результатам расследования было сообщено о «распределении государственных финансов КНР по всей цепочке поставок, в результате чего европейские конкуренты рискуют понести непосильные экономические потери», в свете чего Брюссель предложил ввести дополнительные пошлины на китайские авто. Правда, в конце августа Брюссель заявил об открытости «для переговоров и поиска альтернативного решения, основанного на принципах ВТО».
Возвращаясь же к пекинским высказываниям Санчеса, отметим, что он уверенно озвучил мысль о «ненужности нам еще одной войны, в данном случае, торговой». «Наоборот, необходимо навести мосты между ЕС и Китаем», — сказал он. При этом испанский премьер выразил обеспокоенность тем, что «торговое столкновение» сторон «может оказаться не самым продуктивным, в особенности, если вызовет ответные меры против свиных продуктов» — одного из важнейших секторов для Испании (подразумевалось начавшееся в Китае в июне в качестве ответа на «тарифные страсти» антидемпинговое расследование в отношении импорта свинины и свиных субпродуктов из ЕС). «С точки зрения Испании, мы должны быть конструктивными и попытаться найти компромисс между Пекином и ЕК, — резюмировал Санчес, — если вы спросите меня, я отвечу, что мы пересматриваем свою позицию». На пресс-конференции Санчес, подчеркнув наличие между Испанией и КНР «значительно больших тем для согласия, нежели для разногласий», актуализировал необходимость «перебалансировать» двусторонние отношения «в связи с дефицитом торгового баланса между ЕС и Китаем».
По горячим следам произнесенного главой испанского правительства, ряд известных информационных ресурсов отметили, что предложение Мадрида «обнажило политические трещины перед голосованием, которое может сделать эти пошлины обязательными на срок не менее 5 лет». Но, спрашивается, разве «испанский демарш» против ЕК стал неким ноу-хау? Разве в апреле 2024 г. прокитайские настроения в контексте автопрома не были озвучены канцлером Германии Олафом Шольцем? Во время визита в КНР, в котором канцлера, наряду с другими представителями крупного немецкого бизнеса, сопровождали руководители таких автогигантов, как Mercedes-Benz и BMW, он призвал открыть европейский рынок для китайских автомобилей. И пусть он подчеркнул, что «конкуренция должна быть честной, без демпинга», но при этом конкретизировал: «На определенном этапе не только в Германии, но и по всей Европе в массовом формате появятся китайские автомобили».
Сказанное привело к резко негативной реакции Брюсселя, но в июне Шольц вызвал еще большее раздражение у ЕК своим предложением не допустить разрастания «авто-спора» между ЕС и Китаем посредством одновременного ввода сторонами 15-процентных пошлин на импорт автомобилей. В ответ Брюссель безапеляционно определил берлинскую инициативу «наивно-непригодным планом». Как отметили эксперты, данное предложение Шольца прозвучало на фоне мягко-ненавязчивого озвучивания Пекином в адрес Берлина предложения о получении немецкими автопроизводителями значительных выгод в случае предпринятия Германией шагов в направлении убеждения Евросоюза в снижении тарифов на китайские электромобили.
Переворачиваем следующую страничку и видим, как в промежутке между вышеприведенной китайско-германской риторикой, во время майского визита председателя КНР Си Цзиньпина в Будапешт было сообщено, что в 2025 г. с конвейера завода в венгерском Сегеде должны сойти первые электромобили китайской компании BYD (договоренности об открытии завода были достигнуты еще в декабре 2023 г.). И если министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто назвал строительство завода «одним из крупнейших инвестиционных проектов в экономической истории Венгрии, позволяющих создать тысячи новых рабочих мест», то в преддверии визита в Будапешт Си Цзиньпин заявил о совместном с Венгрией «вызове геополитическому порядку в нестабильном мире в качестве суверенных государств, обладающих полной независимостью».
Таким образом, как просматривается, произнесенное Педро Санчесом в рамках нынешнего визита в Китай лишь подтвердило, что далеко не все, мягко говоря, идеально в «европейском королевстве», которому очень и очень далеко до реального единства (к слову, последние страсти вокруг темы шенгенской зоны, где, опять-таки, лидирует Германия, неумолимо свидетельствуют об этом).
Ну а на фоне заявления премьера Испании о «ключевой роли Китая в мире, в том числе в Европе», и актуализации им «создания более тесных, плодотворных и сбалансированных отношений» между Пекином и ЕС, Си Цзиньпин выразил надежду на продолжение Мадридом обеспечения «честной, справедливой и недискриминационной деловой среды для китайских предприятий, осуществляющих инвестиции и ведущих бизнес в Испании». В свете чего глава Китая, призвав обе стороны «сохранять приверженность инклюзивности» и содействовать «росту дружбы между народами двух стран», выразил готовность Пекина обобщить совместно с ЕС «успешный опыт развития отношений между Пекином и Брюсселем», продвигая «их дальнейший прогресс». Где «конструктивная роль» может принадлежать Китаю.
Итак, Венгрия... Германия… Испания… Кто следующий?