Франция-Азербайджан: что важнее – политика или экономика? Экспертные мнения на Caliber.Az
С 1 ноября будет применяться ограничение на ввоз в Азербайджан пищевых продуктов питания от французских предприятий, не подавших заявку на получение разрешения на экспорт. С таким предупреждением выступило Агентство пищевой безопасности Азербайджана (АПБА).
В заявлении ведомства отмечается, что десятки предприятий Франции, экспортирующих пищевые продукты повышенного риска, несмотря на неоднократные предупреждения, не представляли заявок на одобрение в ответственную за пищевую безопасность в Азербайджане структуру.
«В соответствии со статьями 20.3 и 24.5 Закона Азербайджанской Республики «О безопасности пищевых продуктов», для ввоза на таможенную территорию страны продуктов животного происхождения, относящихся к группе высокого риска, пищевые объекты, осуществляющие производство и переработку этих продуктов, должны быть одобрены Агентством по запросу ответственных пищевых субъектов. В целях обеспечения реализации соответствующего закона были проведены встречи с представителями компаний, занимающихся импортом такой пищевой продукции из ряда стран, в том числе из Франции. Однако заявок от французских компаний в ведомство не поступало», - отмечает АПБА.
По данным Государственного таможенного комитета Азербайджана, за восемь месяцев этого года из Франции импортировано товаров животного происхождения на $2 млн.
Похоже, внешнеполитические разногласия между Баку и Парижем начинают сказываться не лучшим образом на экономическом сотрудничестве двух стран. Интересно, до чего может дойти этот процесс? Ведь у Франции с Азербайджаном есть не только торговля продуктами питания. Наша страна закупает у Франции современные пассажирские самолеты. Французский нефтегазовый гигант Total ведет добычу в Азербайджане, и планирует вкладываться в развитие сферы возобновляемых источников энергии в нашей стране. Могут ли противоречия из-за «армянского вопроса» довести два государства до полного сворачивания взаимовыгодного сотрудничества?
На эти вопросы Caliber.Аz ответили известные иностранные эксперты.
Как сказал франковед, кандидат исторических наук, доцент Института общественных наук РАНХиГС Игорь Игнатченко, представляется, что сейчас администрация французского президента Макрона будет находиться под сильным и непрекращающимся давлением со стороны армянского лобби во Франции.
«В армяно-азербайджанском конфликте Франция открыто встала на позицию Армении, и очевидно, что этот курс французское руководство будет последовательно продолжать. Поэтому в ближайшей перспективе следует ожидать демонстративных и внешне эффектных шагов французского правительства в сторону безусловной поддержки армянского руководства.
Полагаю, что Франция, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, готова будет пожертвовать менее значимыми для нее векторами франко-азербайджанского сотрудничества для того, чтобы продемонстрировать верность своему главному стратегическому союзнику на Южном Кавказе», - говорит Игнатченко.
В то же время, он считает, что стратегически значимые для Парижа области взаимодействия затронуты не будут.
«Конечно, некоторое сворачивание отдельных направлений франко-азербайджанского сотрудничества в ближайшее время, скорее всего, произойдет, но не думаю, что последует полный и бесповоротный разрыв экономических связей. Вместе с тем, можно ожидать громких заявлений и претендующих на эффектность демонстраций со стороны Парижа», - полагает франковед.
Как заявил в свою очередь российский эксперт по Южному Кавказу Константин Тасиц, с его точки зрения, полное сворачивание сотрудничества Азербайджана и Франции маловероятно.
«Как правило, проармянские инициативы Парижа носят популистский характер, поскольку объясняются внутриполитической повесткой. Во Франции проживает большая и влиятельная армянская диаспора, чья позиция играет важную роль во время избирательных кампаний. Французские политики и официальные лица на словах заверяют о поддержке Армении, однако не имеют намерений и возможностей предоставить Еревану реальные гарантии безопасности», - полагает Тасиц.