Французский порох для Еревана Париж вторгается оружием
Как уже сообщал накануне Caliber.Az, Париж назначает нового военного атташе в Ереване, который будет курировать поставки французского летального вооружения в Армению. Хотя в свое время Франция присоединилась к негласному эмбарго европейских стран на поставки вооружений на Южный Кавказ, гарантом соблюдения которого выступает Европейский союз. И теперь важно понять, насколько реальны для региона угрозы, исходящие на этот раз из Парижа, носят ли они декларативный или реальный характер.
Вообще-то Франция любит позиционировать себя в геополитике в качестве силы, поддерживающей баланс и препятствующей перевесу влияния в пользу какой-либо отдельно взятой стороны. Применительно к Азербайджану в годы оккупации это странным образом означало молчаливо-преступную поддержку Францией как сопредседателя Минской группы ОБСЕ страны-агрессора. Неудивительно, что после славной победы Азербайджана в 44-дневной войне Париж принялся в срочном порядке заниматься перезагрузкой «балансирующих» мер. Например, в ноябре 2020 года Сенат принял резолюцию, рекомендующую правительству признать «нкр». Правительство не прислушалось к сенаторам, поспешив, однако, выдвинуть Азербайджану своеобразный неофициальный ультиматум, весьма, надо признать, элегантный: министр иностранных дел Ле Дриан мотивировал отказ признавать сепаратистов несовместимостью такого решения с ролью сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Заметьте, не из уважения к территориальной целостности Азербайджана и международному праву, а по чисто политической причине - посредник должен быть нейтральным. Ультиматум фактически звучал следующим образом: «Верните мандат доверия Минской группе либо признайте нас посредниками в любом ином формате, в противном случае мы признаем независимость «нкр».
Так что нет ничего странного в том, что Баку не устроила столь предвзятая позиция Парижа, и азербайджанская сторона решительно отмела предложение французского посредничества.
Между тем правительство Франции не спешит признавать «нкр». В первую очередь потому, что это было бы чрезвычайно глупым решением. Поняв, что на дипломатическом поле надавить на Азербайджан не получится, Париж теперь пытается действовать через военное сотрудничество с Арменией. Его возможная цель – грозя вооружить Армению, снова втиснуться в переговорное кресло либо единолично раскрыть зонтик над Арменией, гарантируя ей безопасность, невзирая на ее несговорчивость в переговорном процессе. Конечная же цель при любом раскладе – воспрепятствовать превращению Азербайджана в региональную державу.
Но Париж несколько опоздал. Его проблема в том, что наша страна уже стала региональной державой. Задержка мира не принесет нам, в отличие от Армении, существенного ущерба.
Впрочем, у Франции есть еще один мотив. Попытки Парижа проводить автономную от США активную внешнюю политику с экспансией своей оборонной продукции потерпели мощное фиаско. Достаточно вспомнить о недавнем отказе Австралии от французского контракта по строительству субмарин в пользу США. Больно получив по рукам в столь чувствительном месте, Париж теперь судорожно ищет место «попроще», где можно было бы приложить геополитический пыл. Таким местом он, вероятно, рассматривает Южный Кавказ. А почему бы и нет, думает он. Благо Москва занята войной в Украине, сестра-Армения, участница организации Франкофонии, между прочим, смотрит с мольбой и надеждой. Почему бы не замутить что-нибудь? Но и тут не все гладко. Хотелось бы занять лидирующую роль в миссии ЕС, однако зоркие американцы поставили во главу ее ревностного немца, а в качестве бонуса разбавили изрядным числом поляков и прибалтов – головной болью Парижа в деле европейской интеграции. И тогда, вероятно, Париж решил действовать в одиночку. Интересно, что с этого ракурса вооружение Армении не ставит очевидной целью агрессию против Азербайджана, потому как это явно бесперспективно - на каждый предоставленный Армении ствол мы приобретем пять. Соотношение военных расходов всегда будет в пользу Азербайджана. Демография тоже. Кажется более вероятным, что, вооружая Армению, Париж готовится заменить военное присутствие России своим. Если вдруг Кремль в будущем эвакуирует военную базу из Гюмри, Париж хочет оказаться в нужное время в нужном месте.
Однако и тут французов могут ждать неприятные сюрпризы. Учитывая «историю болезни» непредсказуемого армянского премьера, не представляется столь невероятным отказ последнего от французского оружия в последнюю минуту. Вот это будет конфуз! Французская дипломатия в таком случае может вешать перчатки на гвоздь.
Ну и, наконец, есть еще одна немаловажная деталь – деньги. Франция, хоть и сверхдержава, но страна с сильными социальными расходами, берегущая каждый цент. Покупать современное оружие в большом количестве Армения не сможет, а дарить его – значит урезать прочие статьи французского бюджета, что чревато, мягко говоря, недовольством адресатов обедневших таким образом пунктов бюджета.
Таким образом, есть основания предполагать, что если французские пушки и прибудут в регион, то не будут нести серьезной опасности Азербайджану. А вот в самой Армении, учитывая нахождение там российских военных, могут вызвать серьезные проблемы.