Им бы это российское ТВ взять и отменить Еревану и хочется, и колется
Армения снова перед выбором, которого в действительности у нее нет априори. По сути, именно это и вынуждает политические силы использовать разнообразные экивоки, чтобы создать видимость альтернативы. В итоге же ничего, кроме дешевого каламбура, не получается. Вот и на этот раз армяне решили «проявить свою волю», свой «выбор» и отказаться от российского телевидения.
Глава Комитета по защите свободы слова Ашот Меликян заявил, что «формат российских телеканалов не соответствует основам журналистики, это пропаганда, которая преследует политические цели, игнорируя общественный интерес в получении объективной и достоверной информации». Как аргумент он рассказал о не очень многочисленной акции протеста в армянской столице против повышения тарифов на электроэнергию компанией «Electric Yerevan», которая в российском телеэфире была представлена как по меньшей мере «цветная революция».
Никогда не думал, что буду выступать апологетом российских СМИ, но в данном случае телередакторов понять можно. Протесты в Армении с недавних пор проходят так часто, что и сами участники уже не всегда понимают за что протестуют. Здесь, как у Нестора Махно, - красных бьют, пока не побелеют, белых бьют, пока не покраснеют.
Меликян же припомнил российским телевизионщикам несколько подзабытый «захват «Сасна Црер» полка полиции в июле 2016 года», обвинив их и в этот раз «в негативной подаче!». Как известно, во время нападения радикальной группировки «Сасна Црер» один полицейский был убит, но для «защитника слова», видимо, в этом и заключается позитивный момент, который Москва преподнесла не в том ракурсе – то есть негативно.
Причем это давняя традиция российской пропаганды, которая идет вразрез с интересами Армении, считает медиаэксперт. «Десятилетия назад советское телевидение негативно освещало карабахское движение, которое преподносили как движение сепаратистов, чернорубашечников, которое нельзя воспринимать всерьез и допустить его развитие», - утверждает этот еще один неуспокоившийся идеолог сепаратизма.
Признаться, сам факт того, что кроме Армении, как оказалось, у кого-то еще есть древняя традиция, уже говорит о положительном сигнале. Но говоря о советском телевидении, которое якобы «негативно освещало карабахское движение», Меликян лукавит. Московская медиасетка до сих пор практически полностью подконтрольна армянским лоббистам. Достаточно вспомнить главного редактора телеканала RT с 2005 года, международного информационного агентства «Россия сегодня» с 2013 года и информационного агентства «Sputnik» Маргариту Симоньян, чтобы понять, что этот поборник прав получил установку от правительства раскачать антироссийские настроения.
Еще одно обвинение армянского медиаэксперта заключается в том, что кремлевская пропаганда якобы намерена испортить отношения Армении с Грузией и Украиной. При всем неоднозначном отношении к российским СМИ нельзя, однако, не признать, что Армении, чтобы испортить отношения с соседями и не только, абсолютно никто не нужен. Она и сама с этим отлично справляется. Аж диву порой даешься – как виртуозно ей это удается.
Между тем, если кто и вправе предъявлять претензии российским СМИ, так это Азербайджан. Но никак не Армения. Именно Баку долгие годы являлся объектом нападок российских журналистов, пляшущих под неармянский дудук. И хотя по-прежнему нередки анитазербайджанские нарративы, с 2020 года определенный процесс пересмотра приоритетов в российской медиасетке все же начался. А в связи с войной в Украине московская пресса и вовсе потеплела к Баку. Но это заслуга отнюдь не российского медиаполя, а исключительно геополитической реальности. Будем считать, что карты так легли, что Баку стал выгоден России, а в связи с постоянными антироссийскими выпадами Еревана, крен росСМИ в сторону Азербайджана еще больше увеличился. Но тут уж, как говорят соотечественники Макрона: «Се ля ви».
К слову, несмотря на свои претензии, Меликян признает безвыходность положения. На его взгляд, в нынешних политических условиях Армении было бы неразумно запретить или заблокировать российские телеканалы. «Это вызовет недовольство России, власти которой трепетно относятся к возможностям вещать в зарубежных странах и распространять русский язык. В этих геополитических реалиях опасно обострять отношения с Кремлем, который как минимум дает молчаливое согласие на «агрессию» (кавычки – ред.) Азербайджана против Армении», - с откровенной завистью предостерегает он.
По его мнению, армянские законы могут препятствовать распространению пропаганды, но Армения из-за своей уязвимости вынуждена оглядываться на Кремль. Иначе российские телеканалы в Армении «ждала бы та же участь, что и в странах Балтии, Грузии и Украине».
Из местами мудреного спича Меликяна можно сделать вывод, что Армении, как всегда, и хочется, и колется. В действительности она, опять же, как всегда, стала «жертвой» эффекта бумеранга. Иными словами, прилетело то, что, когда-то армяне сами и запустили. И судя по тому, что Меликян далеко не первый в этой стране, кто в последнее время жалуется на российские медиа – прилетело больно. Но Ереван не может себе позволить такой роскоши, как заблокировать медиаресурсы РФ. Поэтому Меликяну и ему подобным, как персонажу из фильма «Волшебная лампа Аладдина», остается только убеждать себя и других в том, что сон — это не сон, а про не сон, что это пересон, а пересон — не сон...