Кавказский покер и белорусская рулетка «События с Мурадом Абиевым»
Редакция Caliber.Аz предлагает вниманию очередной выпуск передачи «События с Мурадом Абиевым», в которой рассказывается о главных новостях недели, связанных с Азербайджаном и не только.
Азербайджан - Армения
Армяно-азербайджанские переговоры состоялись. В пригороде Вашингтона, Арлингтоне, прошел второй раунд американских переговоров глав МИД Азербайджана и Армении при посредничестве госсекретаря США Энтони Блинкена.
По итогам прошлого раунда, и последующей встречи глав государств в Брюсселе был согласован фундаментальный вопрос – признание Ереваном территориальной целостности Азербайджана вместе с Карабахом. Согласован то согласован, да пока только на словах. И теперь Баку добивается от Еревана принятия практических шагов по невмешательству во внутренние дела Азербайджана - прекращение финансовой подпитки сепаратистского режима и вывод остатков вооруженных формирований из Карабахского региона.
В свою очередь, еще в ходе двухсторонней встречи с Блинкеном Мирзоян заговорил о процессе делимитации границы на основе Алма-Атинской декларации и карты 1975 года, отвода войск от границы, а также, цитирую, «надлежащее решение вопросов прав и безопасности народа Нагорного Карабаха».
То есть Ереван пытается сохранить свое политическое влияние на армянскую общину Карабаха и с помощью международных механизмов сделать ее реинтеграцию с Азербайджаном фактически невозможной. И одновременно обезопасив свою границу, которая как мы помним, является условной.
Мне кажется, от такой примитивной хитрости американские дипломаты брезгливо поморщились. Ну в самом деле, если на твоей стороне на переговорах нет ни права, ни силы, то должен же быть, по крайней мере, хоть какой-то артистизм. Под артистизмом я, конечно же, имею в виду более тонкую игру, нежели истошные вопли об угрозе геноцида.
Предложение Баку осуществлять рейсы машин Международного Комитета Красного Креста в Ханкенди через Агдам – свидетельство того, что Баку дожимает Ереван и остатки сепаратистского режима на земле, демонстрируя, что процесс реинтеграции армянского населения Карабахского региона будет реализовываться независимо от желания кого бы то ни было.
По традиции, пока велись переговоры, остатки армянских бандформирований предприняли провокацию, обстреляв позиции азербайджанской армии в Агдаме и ранив нашего солдата. А достойный ответ азербайджанской армии, уничтожившей пятерых диверсантов за одного своего раненого солдата, задает пугающий паттерн будущих ответов на провокации, который только ускорит процесс осознания Ереваном неизбежности полного восстановления суверенитета Баку над Карабахским регионом. Кстати, двое из ликвидированных оказались военнослужащими Вооруженных сил Армении. Азербайджан уже вернул их тела, и по сообщениям армянских СМИ, они будут захоронены в Ереване. Могу допустить, что данный факт был вскрыт на столе переговоров в Арлингтоне в качестве доказательства вмешательства Армении во внутренние дела Азербайджана.
О чем же договорились в Арлингтоне? Пока никакой конкретики. Как Блинкен, так и МИД Азербайджана по итогам встречи заявили, что стороны достигли прогресса в понимании проекта соглашения и что имеется договоренность о дополнительных пунктах. Вместе с тем Блинкен отметил, что самые сложные вопросы еще не решены. Если взять за основу алгоритма последовательность, которая наблюдалась после майского раунда, то можно ожидать, что 21 июля на встрече глав государств в Брюсселе Шарль Мишель укажет на конкретные детали, а вслед за ним Никол Пашинян сделает соответствующее заявление на пресс-конференции. При этом другие представители армянской власти примутся параллельно наперебой требовать от Баку каких-то гарантий. Потом армянская сторона пойдет на очередную провокацию и зажмурится в ожидании подзатыльника. А там и новый раунд подоспеет.
Франция
О том, что Баку и Ереван при всех трудностях все-таки продвигаются к всеобъемлющему миру, свидетельствует истеричный выпад небывалой ранее силы французского президента Эммануэля Макрона. Выступая 28 июня перед армянской общиной Марселя, он, словно Д’Артаньян Анне Австрийской, клялся в вечной верности Армении и карабахским сепаратистам. Даже намекнул на военную помощь, сославшись на назначение военного атташе в Ереване. «Я продолжу прилагать усилия, даже если с этой повесткой я почти единственный в международной семье», - сказал глава Французской Республики, чем только подтвердил, что практически никто из западных лидеров не поддерживает его в армянском вопросе.
Более того, неблагодарный французский народ не дал своему лидеру посмаковать то, что было для него внешнеполитическим триумфом, устроив массовые беспорядки на улицах своих городов. Причина – убийство полицией 17-летнего подростка арабского происхождения за якобы неповиновение стражам правопорядка - не остановил машину по их требованию. Замечу, что подросток был без оружия и в преступных деяниях замечен не был. То есть действия полиции - ни что иное, как показатель расовой ненависти и исламофобии, царящих во французском обществе.
Между прочим, во время беспорядков в пригороде Парижа неизвестные напали на съемочную группу AzTV – отняли у них камеру, а когда наши репортеры попытались вернуть свой рабочий инструмент, пригрозили им огнестрельным оружием.
Посреди этого хаоса Макрон не нашел ничего более разумного, чем сходить на концерт Элтона Джона. Подобной реакцией он, видимо, хотел сказать, что дело и выеденного яйца не стоит, во всяком случае никакого повышенного внимания со стороны главы государства не требуется. Что, между прочим, тоже хрестоматийный признак истерики. По-другому Макрон, кажется, не умеет. И это однажды сыграет с ним злую шутку.
Россия
Кто прервал полет пригожинских валькирий и был ли вообще мятеж? Над этими двумя вопросами бьются самые светлые экспертные головы и пока не могут найти ответа. Очень многое в истории с хозяином ЧВК изначально происходит под темной толщей воды и о сути событий что-либо можно предполагать лишь по крошечной верхушке айсберга. Так что же мы имеем на поверхности?
Итак, президент Беларуси Александр Лукашенко взял на себя функции посредника и вывел российскую столицу из-под угрозы кровопролитного штурма. Белорусский лидер согласился принять вагнеровцев на своей земле под гарантии неприкосновенности.
Вроде бы все обошлось: Москва не перешла на осадное положение и может гулять в прежнем ритме. Однако в воздухе зависло слишком много предначертаний того, что всё еще впереди. В общественном сознании отпечатался определенный гештальт. И выглядит он так: против Кремля произошел бунт, но при этом никто не был наказан, что создает для пребывающей в кризисе властной системы дополнительное напряжение. И что бы ни говорили прокремлевские эксперты, Владимир Путин понес огромный репутационный ущерб. Причем если раньше это напряжение удавалось немного снимать на полях войны, то теперь оно полностью перетекло в политическую плоскость. А это значит, что Икс, стоящий за Пригожиным, а мы предполагаем, что таковой имеется, приобрел некий карт-бланш для следующих шагов. Белорусский президент только подлил масла в огонь. Рассказывая на встрече с военными подробности переговоров с Пригожиным, он представил дело так, будто фактически спас впавшую в панику российскую власть. Таким образом Лукашенко, похоже, собрал все сливки из этого кипящего котла. То есть именно он отвел угрозу от Москвы и стал героем в России. Повысил, значит, свой международный авторитет.
Более того, он явно раздвинул границы перспектив своей политической деятельности уже непосредственно в российском масштабе. Остается вопрос, не станут ли вагнеровцы, которых он милостиво приютил, угрозой суверенитету Беларуси? Думаю, тут уже Лукашенко сделает все возможное, чтобы свести боеспособность «музыкантов» до необходимого минимума. Хотя ее-то в случае необходимости можно повысить снова… Сценарий, кажется фантастическим, но ведь и угроза Москве, возможно, еще не полностью миновала. Военные эксперты утверждают, что основным препятствием на марше вагнеровцев на столицу была река Ока, форсирование которой стоило бы им огромных жертв. Единственным направлением, откуда поход на Первопрестольную не встречает водных и других существенных природных препятствий, – это с Запада, то есть со стороны Беларуси. Получается, что Пригожин со своими солдатами сейчас гораздо ближе к Москве, чем на момент максимального к ней приближения с юга. Это порождает догадку, что вагнеровцы вовсе не собирались брать столицу и в этот раз своей цели-максимум вполне достигли – придали своему недовольству институциональный характер и усилили угрозу Кремлю. Если рассматривать мятеж пригожинцев с этого ракурса, то он не только не выглядит постановкой, но и вообще пребывает в фазе развития.
Вызывает удивление молчание министра обороны Шойгу и начальника генштаба Герасимова, которые в этой истории выглядят как пара двоечников-прогульщиков. Отсутствие заявлений со стороны министра обороны может свидетельствовать о двух возможных обстоятельствах. Первое – Путин не дает Шойгу слово, желая подчеркнуть, что к нему имеются претензии и он, собственно, висит на волоске. Второе – сам министр не рвется что-то разъяснять. Может, вообще хочет уйти со столь хлопотной должности и избежать ответственности за некомпетентные действия на фронте. В теории кинодраматургии есть понятие «макгаффин», открытое Альфредом Хичкоком и означающее некий предмет или какого-то человека, за обладание которым идет борьба. И вот по ходу фильма обнаруживается, что этот предмет сам по себе не обладает никакой ценностью и служит лишь инструментом для развития сюжета. Может быть, Шойгу с Герасимовым - это тоже своеобразный макгаффин или в данном случае - ложная цель. Разрешить критиковать, ругать министра вполне удобоваримое обстоятельство, таким образом для Шойгу создается некомфортная жизнь, чтобы слишком не зазнавался. А вот позволить требовать отставки и тем более согласиться на такой ультиматум – уже вне правил игры. Отдать голову своего министра по требованию своего бывшего повара – как никак удар по собственному авторитету. Со стороны Пригожина, соответственно, требовать от Путина того, что тот не может дать, означает бросить вызов самому Путину. Может быть, Пригожин в какой-то момент, вместо того чтобы остановить свою кампанию против минобороны, наоборот, усилил ее? Может, он сделал это, когда понял, что уже выполнил свою роль и теперь Кремлю уже не нужно двоевластие на фронте? И ведь на самом деле бои за Бахмут позволили российской армии стабилизировать линию фронта и во многом реабилитировать неудачи первого этапа войны. Кремль, видимо, не мог так быстро и запросто избавиться от босса наемников, опасаясь непредвиденных последствий на фронте, например, мятежа его подопечных? Не исключено, что этим же объясняется, чего это Пригожину позволяли разъезжать по стране с пламенными речами? Если так, то это говорит еще и о том, что, кроме Пригожина, у «музыкантов» есть немало вожаков, способных поднять бунт.
Итак, в рамках этого сценария у Пригожина появилась некая временная фора, и именно ее он использовал, чтобы уйти из-под удара. Если же предположить, что в Кремле также имеется некий Икс, готовый воспользоваться ситуацией для личных целей, то нерешительность Путина и его согласие на подвешивание вопроса вроде бы становятся объяснимыми. Треугольник Лукашенко – Пригожин - Икс – не исключено, что именно так сейчас выглядит антипутинская коалиция. Но кто же все-таки этот Икс? Нам часто хочется видеть в закулисье одного единственного злого гения, окутанного черным плащом и угрюмо шаркающего по ночным кремлевским коридорам. Но все может быть гораздо прозаичней -Икс может быть не один, их, вполне возможно, несколько - по одному, а то и больше на каждую структуру.
Вместе с тем Путин в своих выступлениях, последовавших после бунта, фактически не изменил риторики и все еще называл организаторов мятежа предателями. Похвалил армию и не упомянул роли Лукашенко. Теперь, похоже, российский президент будет стараться восстановить свой авторитет, для чего ему понадобятся репрессии против лиц, которые предположительно сотрудничали с Пригожиным. К слову, всю уходящую неделю ходили слухи об аресте генерала Суровикина, далеко не последнего человека в армии, благоволившего, между прочим, Пригожину. По некоторым данным, он вообще был в курсе готовящегося мятежа. Впрочем, в минобороны заявили, что генерала допросили и отпустили, однако уже сам этот факт показывает, что дело не спущено на тормозах. Но теперь, удастся ли президенту России добраться до самого Пригожина, - зависит от множества факторов, включая позицию белорусского лидера.
Украина
Тем временем на украинском фронте почти без перемен. Киев заявляет об отдельных успехах на различных участках передовой. Речь идет о продвижении в полтора-два километра вглубь линии обороны российской армии. По словам заместителя министра обороны Украины Анны Маляр, силы обороны, перехватив стратегическую инициативу, наступают по всем направлениям в районе Бахмута.
Вместе с тем, главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный в интервью Washington Post заметил, что его злят комментарии западных официальных лиц о медленном темпе наступления, которые просачиваются через СМИ. Он также отметил, что для успешного наступления Украине нужно больше видов оружия, например, боеприпасов, а также край как необходимы американские истребители F-16.
Раздражение Украины из-за недостаточной помощи с Запада, пожалуй, еще никогда не было столь сильным. Возмущение Залужного также подтверждает слухи о том, что он был против начала контрнаступления без американских истребителей, а значит, и о наличии раскола по вопросу контрнаступления среди высшего военного и политического начальства Украины. В этих условиях вряд ли кого удивит, если решающего удара по российской линии обороны так в ближайшем времени и не последует. Пойдет ли Залужный на ввод в операцию своих отборных войск, не имея поддержки с воздуха, остается одним из актуальных вопросов украинской повестки. Если Киев решит этого не делать, то конфликт, скорее всего, будет заморожен на неопределенное время.
Хотя, возможно, некая определенность проявится 12 июля по итогам саммита НАТО в Вильнюсе, где ожидается принятие нового пакета военной помощи стран альянса Украине.
НАТО и Швеция
А вот чего на будущем саммите ждать не стоит, так это участия в нем Швеции как полноправного члена альянса. В очередной раз перед ожидаемым рассмотрением шведского кейса в турецком парламенте в Стокгольме публично сожгли священный Коран. И если раньше это делал очень злой датский тролль с огнивом, то сейчас, видимо для пущего эффекта, святотатство было поручено беженцу из Ирака.
Чего хотят шведы? Некоторые даже всерьез выдвигают версию, что скандинавы не сильно-то и стремятся в НАТО, поэтому сами же и срывают свой прием в него. Ну если очень гипотетически, то возможно все, тем более что Финляндию в альянс уже приняли, а эта страна служит естественным барьером между Швецией и Россией. Хотя, с другой стороны, как я уже отметил, шведы были замечены в пламенной борьбе со священными текстами еще до того, как их восточные соседи влились в НАТО.
Лично мне кажется, что королевство пытается таким образом защитить свою парадигму демократического государства, в котором высшие ценности, такие как свобода самовыражения превалируют над национальными интересами. Насколько это искренне – большой вопрос, тем более что таким поведением шведы демонстрируют лишь иждивенческий подход, перекладывая черную работу по убеждению турок относительно своего членства на американцев.
Пока же Великое национальное собрание Турции отказалось рассматривать вопрос ратификации членства Швеции в Североатлантическом альянсе.