«Либо США и ЕС вразумят армян, либо это сделают ВС Азербайджана» Экспертные мнения на Caliber.Az
Со второй половины августа 2022-го стали звучать заявления западных посредников о том, что до конца года Азербайджан и Армения могут подписать мирный договор. И если еще осенью можно было слышать о довольно оптимистичных ожиданиях на сей счет со стороны высокопоставленных дипломатов и известных представителей экспертного сообщества, то в декабре об этом стали говорить всё реже. А сейчас – в начале января, вообще молчат. Исключением на этом фоне стал недавний брифинг в Госдепартаменте США, в ходе которого пресс-секретарю Госдепа Неду Прайсу задали вопрос о высказывавшихся ранее надеждах на подписание до конца 2022 года мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией.
И вот что ответил Прайс: «Мы остаемся приверженными обеспечению безопасного, стабильного, демократического, процветающего и мирного будущего для региона Южного Кавказа. Мы продолжаем взаимодействовать на двусторонней основе с партнерами-единомышленниками, такими как Европейский Союз, и через международные организации, такие как ОБСЕ, для содействия прямому диалогу между Азербайджаном и Арменией для поиска решений всех нерешенных вопросов. Мы, конечно, хотим, чтобы стороны сами добились прогресса. Не нам предписывать, как выглядит комплексное решение этого конфликта. Это тяжелая работа, которую должны проделать сами стороны».
Другими словами, Штаты признают неудачный результат прошлогодних усилий, но отнюдь не отказываются от намерения и дальше способствовать диалогу Баку-Ереван совместно с Европой.
Интересно, уместны ли по-прежнему оптимистические ожидания от предстоящих усилий наших западных партнеров, посредников? Смогут ли Баку и Ереван достичь полного компромисса по всем вопросам, и уже в этом, 2023 году, подписать мирный договор? Какие вероятности тут можно допустить?
На эти вопросы Caliber.Аz ответили известные эксперты.
Доцент Института исследований России и Евразии (IRES) Уппсальского университета (Швеция), доктор философии Грег Саймонс считает, что комментарий Госдепартамента США довольно расплывчатый, и в лучшем случае это некие добрые пожелания, свидетельствующие о дипломатичности Вашингтона в этом вопросе.
«В то же время в комментарии подчеркивается полное отсутствие убежденности западных держав или их институтов в необходимости оказать какое-либо значимое влияние на исход конфликта с точки зрения формального подписания мира. Учитывая траекторию деятельности и отношений между Азербайджаном и Арменией в последние годы, я не вижу перспектив заключения какого-либо окончательного мирного договора в 2023 году, хотя диалог и дипломатия, скорее всего, будут продолжаться. Во внутренней политике самих государств слишком много ограничений и запретов, чтобы можно было достичь «гладкого» результата и формально положить конец конфликту», - заявил Саймонс.
«Как мы видим, риторика о мирном соглашении — это одно, а реальность между двумя странами — другое, – говорит руководитель программы «Международный порядок и демократия» Германского совета по международным отношениям, доктор Штефан Майстер (Берлин). - Со стороны Азербайджана было сильное давление и аргументы, чтобы к концу года было заключено мирное соглашение. Но оно было основано скорее на восприятии силы, которой недостаточно для обретения настоящего мира. Мы также видим, что Россия подрывает мирное соглашение и не имеет никакого интереса, чтобы переговоры велись под руководством ЕС. Брюссель усилил свою роль в решении конфликта, но ему нужно проявлять больше внимания и к позиции других государств-членов, а не только Франции.
Нет стабильного прекращения огня, нет нейтрального международного наблюдения и миротворчества. Россия хочет сохранить статус-кво, а Армения слишком слаба, чтобы договориться о приемлемом для обеих сторон соглашении. Поэтому я довольно скептически отношусь к возможности подписания соглашения в ближайшем будущем».
В свою очередь политолог, депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков отметил, что работа над мирным договором продолжается.
«Стороны работают над конкретным документом. Армяне внесли свои замечания и предложения к тексту, который был представлен нашим МИДом и секретарь Совбеза РА Григорян даже заявил, что если бы Баку согласился с этой армянской версией, то его можно было подписать даже до конца минувшего года. Понятно, что это проявление дилетантизма и неопытности со стороны Григоряна. Где это видано, чтобы проигравшая войну сторона, поведение и притязания которой противоречит международному праву, диктовала свои условия мира?» - возмутился Мусабеков.
Понятно, что сторонам придется еще много потрудиться, чтобы выйти на взаимоприемлемый текст, говорит он.
«Полагаю, что американцам и Евросоюзу придется вразумлять армян, объяснять реалии в регионе и, главное, на «земле». В противном случае это сделают Вооруженные силы Азербайджана. Серьезные аналитические структуры в Европе и США предупреждают, что при отсутствии мирного договора высоки риски новой, пусть кратковременной, но кровопролитной армяно-азербайджанской войны. Это никому не надо. Хватит смертей и разрушений. В Ереване уже должны были понять, что ни покровительство Франции, ни информационная шумиха не в состоянии принудить Баку отступить от принципиальной позиции как в отношении полного вывода остатков армянских вооруженных сил из Карабаха, так и в контексте Лачинского и Зангезурского транспортных коридоров. Если в Ереване предпочитают, как говорится, «сидеть на заборе», дожидаясь благоприятных шансов от региональных покровителей в лице России и Ирана, то напрасно. Полагаю, что в 2023 году Москве и Тегерану будет не до армянских «хотелок». Так что потеря времени лишь ухудшит для армян условия мирного договора и решение остающихся спорных проблем», - резюмировал политолог.