Мерцание новых смыслов Германия и ее политика на Южном Кавказе
Недавно мы были свидетелями заключения стратегической повестки партнерства между Арменией и ЕС. А на днях премьер-министр Пашинян побывал с официальным визитом в Берлине, где Армения и Германия подписали декларацию о стратегической повестке двустороннего партнёрства. Документ зафиксировал переход отношений между двумя странами на новый уровень и определил ключевые направления сотрудничества.
С одной стороны, встречу Мерца с Пашиняном и подписанную ими декларацию можно считать продолжением политики Евросоюза, с другой же стороны, эти события можно охарактеризовать как стремление Берлина не доверять отношения с Южным Кавказом исключительно Брюсселю, а выстраивать прагматичные связи со странами региона на двусторонней основе.
И на этом фоне заметно, что Мерц действительно старается избегать формулировок, которые позиционировали бы Германию в армяноцентричном свете. Так, например, на совместной пресс-конференции с премьер-министром Армении Николом Пашиняном немецкий канцлер, среди прочего, высказался в том духе, что именно парафирование проекта мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией открыло для Еревана перспекиву на европейском направлении.

В этом простом, казалось бы, замечании на самом деле кроется непреложная истина – многолетняя оккупация Арменией азербайджанских территорий и последующие после поражения в 44-дневной войне попытки Еревана реанимировать «карабахский кейс» тормозили развитие Армении, не давали ей надежду на выстраивание максимально благоприятных отношений как со странами региона, так и с остальным миром. В заявлении Мерца также таится мысль, что именно урегулирование с Азербайджаном помогает Армении сорваться с крючка конфликтного управления, повысить свою международную субъектность, а значит, и добиваться максимально выгодных условий в отношениях с различными центрами силы. При еще более глубоком рассмотрении в этих словах можно увидеть признание в том, что предвзятая по отношению к Азербайджану позиция некоторых европейских политиков, стремившихся и сейчас стремящихся блокировать справедливое урегулирование конфликта, на самом деле не служит интересам Армении.
И здесь следует вспомнить еще об одном важном событии. В преддверии визита Пашиняна в Берлин канцлер Мерц позвонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. Сам факт того, что разговор был инициирован немецкой стороной непосредственно перед приемом армянского лидера, говорит о подчеркнуто уважительном отношении Берлина к Баку. Очевидно, что Фридрих Мерц счел нужным среди прочего обсудить с Ильхамом Алиевым круг вопросов, представляющий общий интерес для Германии, Азербайджана и Армении.

Телефонный звонок канцлера ФРГ Фридриха Мерца президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву стал заметным сигналом: Германия проявляет растущий интерес к углублению сотрудничества с Баку. Здесь прослеживается стратегический расчёт — стремление Берлина закрепиться в новой системе региональных коммуникаций и энергетической безопасности, где Азербайджан играет ключевую роль.
Предыдущее правительство Германии во главе с Олафом Шольцем не отличалось приверженностью к активному, прагматичному и, главное, справедливому подходу в отношениях с Азербайджаном, часто подпадая под влияние Парижа и Брюсселя. Сейчас Берлин, по-видимому, решил не упускать момент и настроился на более долгосрочную модель партнёрства.
Иными словами, есть основания предположить, что канцлер Мерц подвергает пересмотру политику своей страны в нашем регионе, что он стремится к более четкой, ориентированной на результат стратегической линии на Южном Кавказе и в Центральной Азии, осознавая роль Азербайджана как ключевого узла новых транзитных и энергетических маршрутов.







