«Мы готовы воевать за Грузию, но за НАТО умирать не собираемся» Caliber.Az из Тбилиси
Грузинский парламент преодолел президентское вето, наложенное на закон «О прозрачности иностранного влияния», что вызвало жесткую критику со стороны Запада. США и ЕС значительно усилили давление на Тбилиси: в ход пущены все аргументы, в том числе инструменты давления, больше похожие на угрозы. Грузии грозят санкциями, отменой безвизового режима с Европой и даже пересмотром заявки на вступление в ЕС.
А как относятся к ультиматумам Запада в Грузии? Что по этому поводу думает грузинское экспертное сообщество? С этими вопросами корреспондент Caliber.Az обратился к грузинским политологам.
Так, по мнению грузинского эксперта-международника, политолога Ираклия Гогава, есть о чем беспокоиться, потому что давление на Грузию сейчас оказывается беспрецедентное.
«Не помню такого накала страстей. Это и подталкивает на мысль, что мы подступили к главной вражеской «жиле». Ведь этот закон главным образом нейтрализует пятую колонну иностранных государств. Именно с помощью пятой колонны и делаются государственные перевороты. А в Грузии за 30 лет сформировался огромный кластер прислужников иностранных центров влияния. Около 20 000 человек сидят на зарплате из-за рубежа и каждый день стараются влиять на политику, информационное поле, повестку дня общества и, что самое опасное - они насаждают чуждую Кавказу ультралиберальную новую «нормальность».
Сейчас я наблюдаю, что грузинское общество консолидировалось, мыслящие люди всё понимают, и народ решил поддержать власть в этом вопросе. Идет реальная битва в информационном поле, в медиа, в соцсетях. У технологии цветных революций есть два обязательных условия: первое — власть должна дрогнуть и потерять единство, то есть люди с протестными заявлениями должны оставлять свои должности, и второе — большинство должно молчать. Один умный человек сказал: революцию делает активное меньшинство, когда большинство молчит. Так вот: власть сохранила единство, и только 4 чиновника среднего звена дрогнули во всей вертикали власти, а большинство не то что молчит, оно перешло в наступление. Попытка государственного переворота провалилась с треском.
Наш народ продемонстрировал свою поддержку власти. Назову некоторые цифры, которые показывают реальное соотношение сил. Протестующие вывели на акцию 38 000 сторонников, на митинг власти же пришли 200 000. На День святости семьи, организованным Грузинской православной церковью, пришли 158 000 человек. В Грузии 161 000 студентов, в акциях же за пятую колонну участвует всего 8000 студентов, то есть 5% от общего числа. Добавлю еще социологии: за прозрачность иностранного влияния — 80%, против — 20%. На вопрос «Согласны ли вы стать членом Евросоюза, если это подразумевает обязательное одобрение ЛГБТ-повестки?», только 12% грузин отвечает «Да». Думаю, эти цифры показывают отношение грузинского народа к созданной ситуации», — уверен политолог.
Но, несмотря на это, по его словам, в Грузии никто не хочет, чтобы ситуация переросла в антизападное движение.
«Мы хотим продолжать отношения с Европой, но как суверенная страна. Грузия не нуждается в поучениях от западных политиков — нам 3000 лет. За 30 лет мы изучили этот капиталистический мир, политическую систему, и сами можем их поучить. Кавказ — не место для ультралиберальных глупостей. Думаю, здесь мы защищаем не только себя, но и весь Кавказ, они же хотят из Грузии сделать плацдарм для экспансии этих идей и на Азербайджан, и на Армению. Но Грузия никогда не будет на внешнем управлении», — подчеркнул политолог.
По его словам, отпор Западу в Грузии поверг ЕС и США в шок. И они по старой привычке начали грубо вмешиваться во внутренние дела страны.
«В Грузию приехали многие министры европейских стран, депутаты, которые начали выступать на протестных митингах. Особенно активными были прибалтийские персонажи и председатель комитета внешней политики Бундестага, замужний Микаэль Рот. Мы же все понимаем, почему для них это всё важно. У них война НАТО с Россией, и чтобы уберечь свои страны от прямого столкновения с Россией, силы Запада хотят открыть второй фронт против России здесь, в Грузии. Социология показывает, что более 80% грузин готовы воевать за свою страну, и вот за это они уцепились и хотят нас толкнуть с обрыва. Но мы-то готовы воевать за свою страну, а вот за НАТО умирать не собираемся. Это их бесит, но я могу им предложить холодные родниковые воды с гор Кавказа, дабы остудить их пыл. Пусть ищут дураков в другом месте. Грузинская власть не подставила свой народ и страну, как это сделал Саакашвили в 2008 году. Народ это видит, ценит и всячески поддерживает. В октябре на парламентских выборах власть наберет конституционное большинство — уверен в этом. Запад выборы не признает, и, думаю, нас ждет еще одна попытка государственного переворота. Следующая попытка будет более жесткая, еще с более крупными денежными вливаниями, но и власть будет действовать жестче, и народ активно выступит. Их основной ресурс и схемы выявлены, теперь будет проще. Ведь мы понимаем, что на кону мир, государственность и суверенитет страны», — подытожил свою мысль И. Гогава.
По мнению грузинского политолога Тенгиза Джавахадзе, все на самом деле очень просто: сейчас Грузия проходит, пожалуй, самое важное испытание на предмет своей независимости от кого бы то ни было.
«Все, что было последние двадцать лет, можно смело назвать помыканием государственности Грузии и ее ценностей. Много лет Вашингтон и Брюссель диктовали нам свою повестку дня, а мы ее безоговорочно принимали. Да, мы были за западный путь Грузии, однако с каждым годом становилось все сложнее. Становилось понятно, что придется распрощаться с еще очень многим, а «западный рай» выступает лишь призрачной мечтой. В итоге чем обернулось реальное стремление Грузии к интеграции с Западом? Только конфликтом со своими соседями и экономической стагнацией. На данный момент Грузия живет очень и очень бедно, хотя, казалось бы, мы столько лет выполняли установки Запада, жили и принимали формат западных ценностей, экономические модели Запада. Хотя национальные грузинские национальные ценности заметно отличаются от того, что проповедует и несет нам европейская цивилизация. Однако все было брошено в топку паровоза, летящего на Запад.
И вот Грузия впервые принимает такой очень важный для себя закон о борьбе с иностранным влиянием. Он очень нужен нашей стране просто потому, что мы живем в непростом регионе, находящемся на перекрестке интересов Запада и Востока, Севера и Юга. Каждый не против использовать Грузию и ее общество в своих интересах. Чтобы защитить свой суверенитет, такой закон просто необходим, он создаст определенную подушку безопасности от происков внешних сил. Но Запад не собирается принимать наше беспокойство, его не интересует воля большинства грузинского общества, он упорно навязывает нам свою игру — беспардонно и очень жестко. Там даже не хотят понимать, что Грузия именно потому, что так смело и открыто в свое время представляла западные интересы на Южном Кавказе, уже лишилась части своей территории и до сих пор находится под угрозой. И что мы видим сейчас — выступление западных политиков в Тбилиси, которые участвуют в митингах протестующих, подначивают грузинскую молодежь на столкновение с властями. Это то самое уважение, которое мы заслужили, столько лет находясь в орбите Запада, принимая их постулаты и наставления? Вот именно поэтому далее мы хотим быть уверенными в своей безопасности, сотрудничать и интегрироваться с теми партнерами, кто не относится к Грузии как к разменной монете в своей большой игре. Да, пускай будет непросто, пускай мы лишимся западных преференций, но это будет наш путь и наше будущее, а не повестка, навязанная нам извне», — резюмировал Т. Джавахадзе.