Неважные перспективы и наследие А также наказание террористов
«Враг присваивает «арцах», имея в перспективе Армению», — с таким эмоциональным, я бы даже сказал, истеричным заявлением выступила на днях депутат фракции «Армения» Национального собрания Армении Лилит Галстян. Ну, во-первых, ничего мы не присваиваем, а забрали то, что является нашим по праву, а теперь то, что является нашим по праву, то и обустраиваем, например, ненужное и незаконно построенное сносим, а разумное, доброе и вечное — строим и реконструируем. Во-вторых, что такое «арцах» мы не знаем и окружающим таких слов знать не советуем, а в-третьих, прекрасное выражение «имея в перспективе Армению» … Я даже не знаю, что тут сказать. То ли неточность перевода, то ли психоэмоциональное состояние автора. Но по существу, против «в-третьих», ну, против контекста нет никаких существенных возражений.
Это еще не все, в заявлении депутата вообще достаточно вкусностей, например «совершивший геноцид агрессор Азербайджан реализует планомерную и последовательную государственную политику уничтожения армянского культурного наследия». О каком таком «геноциде» идет речь — понятия не имеем, геноцид — это когда руандийские хуту вырезают руандийских же тутси, по этому поводу высказался даже бывший Генсек ООН Кофи Аннан, цитирую: «Я сам, будучи в то время руководителем Департамента операций по поддержанию мира, обращался к десяткам стран с призывом предоставить войска. Тогда мне казалось, что я делаю всё, что в моих силах. После геноцида я понял, что мог и должен был сделать больше» (информация взята с официального сайта ООН). А армяне покинули Карабахский регион Азербайджана совершенно добровольно, что и было зафиксировано миссией той же ООН, которая посетила освобожденный от сепаратистов Карабах в октябре 2023-го года. А что касается «агрессии Азербайджана» — полноте, какая агрессия на своей международно признанной территории? Это называется «уничтожение сепаратистов и восстановление конституционного порядка», а не агрессия. Агрессия была до, и длилась она около тридцати лет, когда Карабах был оккупирован армянскими вооруженными формированиями, а то, что завершилось самороспуском какой-то там «нкр» называется «антитеррористической операцией локального характера» и просьба не путать.
Что же касается «армянского культурного наследия» — так недавно в издаваемом в Ватикане периодическом и очень авторитетном издании L'Osservatore Romano за авторством Росселлы Фабиани была опубликована статья «Истоки христианства в Азербайджане: по следам албанской апостольской церкви», в которой монастырские комплексы XIII века Худавенг (который армяне почему-то называют «Дадиванк») и Гянджасар или Агвянг (который армяне по не совсем ясной причине называют «Гандзасар») безоговорочно представляются как крупнейшие проявления албанской культуры и албанской церкви на территории Азербайджана. Издание ватиканское, и еще раз — очень и очень авторитетное, которое подтвердило именно албанскую принадлежность всех тех церквей и монастырских комплексов на территории Азербайджана, которые армяне опять-таки почему-то считают своими.
Далее следует возмущение тем, что в репертуаре государственного симфонического оркестра и национального хора Азербайджана есть гимн «Иреванской Турецкой Республики». Это, разумеется, дело вкуса, в данном контексте — дело музыкальных пристрастий, например, нам эта музыка очень нравится, но что поделать, вкус к хорошей музыке нужно воспитывать, он просто так не дается, вообще, чтобы полюбить высокое искусство, нужно постоянно над собой работать. Например, слушать гимн «Иреванской Турецкой Республики» как можно чаще. Мы со своей стороны готовы оказать всё возможное содействие, например, регулярно крутить его на условной азербайджано-армянской границе.
Ну да Бог с ним, с мнением депутата армянского Национального Собрания, её недовольством и возмущением, есть не менее забавные заявления. Например, как заявила специалист по международному праву, правозащитница Сирануш Саакян: «Мирный договор между Арменией и Азербайджаном может быть подписан лишь в случае, если Баку вернет удерживаемых в азербайджанских тюрьмах армянских заложников». Забавнее самого заявления разве что название мероприятия, где эта фраза прозвучала, это не просто мероприятие, это целая конференция под названием: «Один год без «арцаха»: статистика и стратегическая перспектива». Ну что тут скажешь: «арцаха» больше нет, перспективы – тоже так себе, можно сказать, «на нуле», а вот против статистики возразить нечего, пусть считают то, что в Армении осталось. Со своей стороны редакция считает своим долгом заявить, что у нас нет ни заложников, ни военнопленных. Но так и быть, открою-ка я один маленький секрет для тех, кто мало что понимает в международном и уголовном праве: у нас есть задержанные по обвинениям в совершении тяжких преступлений, а их там, преступлений, в смысле, целый букет: и финансирование терроризма, и участие в создании незаконных вооруженных формирований, и этнические чистки, и незаконное прибытие в Азербайджан, и развязывание агрессивной войны, и терроризм, в общем, есть мнение, что если мы выйдем из Совета Европы, ко всем этим бако, рубенам, араикам и прочая, прочая, прочая, может быть применена высшая мера социальной защиты. Как говорится, руководствуясь революционным правосознанием.
Но далее в речи правозащитницы Сирануш Саакян прозвучал вполне разумный тезис, а именно: «Мы не видим последующих политических процессов, в контексте которых Азербайджан будет заинтересован в возвращении армянских пленных, особенно восьмерых бывших руководителей». Вот тут редакция выражает полное согласие с мнением тикин Сирануш, принимая во внимание отсутствие у нас военнопленных, мы совершенно не заинтересованы их куда-то там возвращать. Так что «бывших руководителей», как уже было отмечено ранее, ждет суд. Правосудие будет суровым и несговорчивым, так что они должны рассчитывать в лучшем случае на снисхождение в случае активного сотрудничества со следствием. Причем сотрудничать они должны наперегонки, и тут многое будет зависеть от того, кто из «бывших руководителей» своими показаниями против других тоже «бывших руководителей» окажется быстрее, плюс чьи показания будут более ценными.
А теперь немного статистики, тем более что статистика была упомянута в названии этой забавной конференции. По разным данным, за последний год более 10 000 карабахских армян покинули Армению, обосновавшись в третьих странах. И это хорошо и правильно, потому что полностью нас устраивает.