«Зурабишвили не покинет резиденцию? Тогда ей отключат свет, газ и воду» Шарашенидзе и Касрелишвили на Caliber.Az
Ситуация в Грузии после выборов нового президента опять накаляется: уходящий президент Саломе Зурабишвили отказывается признавать итоги парламентских и президентских выборов, а также покидать президентскую резиденцию. По мнению экспертов, новым «судным днем» для Грузии может стать процесс вступления в свои полномочия новоизбранного президента Михаила Кавелашвили, когда возникнет вопрос с процессом передачи власти. Протесты в Тбилиси продолжаются, и очевидно, на них возлагает надежды Саломе Зурабишвили. Между тем президента призвали подчиниться закону и даже приняли законопроект, согласно которому Зурабишвили после истечения её президентских полномочий лишится услуг государственной охраны. Инаугурация нового президента состоится 29 декабря, и в этот день, как заявил премьер Грузии Ираклий Кобахидзе, Зурабишвили «придется выйти из своей резиденции и уступить это здание легитимно избранному президенту».
Может ли процесс передачи власти стать детонатором новой волны протестов в Грузии? Как будут действовать Зурабишвили и стоящие за ней силы? С этими вопросами корреспондент Caliber.Az обратился к грузинским политологам.
Как считает руководитель Школы международных отношений Грузинского института общественных дел, профессор Торнике Шарашенидзе, попытки совершить революцию в Грузии уже позади, пик протестов идет на убыль.
«Как последнему президенту Грузии, избранному прямым голосованием, Зурабишвили добавили еще год президентства, однако и он истекает. 29 декабря новый президент должен вступить в свою должность, а Зурабишвили заявляет, что не собирается покидать резиденцию. На мой взгляд, это нелепое решение, достаточно отключить свет, газ и воду, и оставаться там просто не будет смысла. Так что не предвижу осложнений в этот день», — уверен Т. Шарашенидзе.
В то же время, по мнению грузинского политолога, председателя Конфедерации народов Кавказа Заала Касрелишвили, дело вовсе не в фамилии и имени: ситуация в Грузии в целом идет к двухвластию, и этот процесс управляется не одним человеком, какой-то политической фигурой, за всем этим стоят гораздо большие силы, чем неподчиняющийся закону переизбранный президент.
«Думаю, все эти протесты отрицательно скажутся на будущем Грузии, на настроениях в обществе. Сейчас зима, и уличные протесты вряд будут собирать критические массы народа, но ранней весной следующего года можно ожидать более многочисленные митинги. К ним могут добавиться те граждане, которые недовольны экономической ситуацией в Грузии: скажем честно, народ в Грузии живет плохо, и недовольство таким положением дел растет. Если Саломе Зурабишвили использует этот электорат для своей поддержки, то подобный поворот событий может создать проблему и дестабилизировать ситуацию в Грузии. Однако, я думаю, если в Грузии появится сильная правоцентристская партия, то она быстро поглотит и Зурабишвили, и грузинскую оппозицию, к ней потянутся народные массы – потребность общества в такой силе есть.
Что касается ситуации с протестом Зурабишвили и отказом покидать свою резиденцию, поскольку ее надо будет освободить для новоизбранного президента, то здесь, конечно, не исключены различные фарс-мажоры – мы просто не знаем, что на уме у заказчиков этих протестов. Мою позицию я уже излагал в интервью грузинским СМИ: надо исключить провокаторов, которые имеют место быть как в рядах оппозиции, так и правящей партии. Потому что эти элементы, к кому бы они ни относились, работают против Грузии, у них свои хозяева со своими интересами. В 1992 году грузины не собирались идти против друг друга, но для того, чтобы спровоцировать столкновение, третьи силы открыли огонь и по правительственным силам, и по оппозиции – достаточно было несколько выстрелов. И все началось…
Однако, ясно, что, если дело дойдет до принудительного выдворения Зурабашвили из президентской резиденции, оппозиция придет к ней на помощь – этот момент может стать критическим», - сказал З. Касрелишвили.