Беседа о настоящем Caliber.Az разбирается в новом интервью Ильхама Алиева
17 декабря президент Азербайджана Ильхам Алиев дал интервью гендиректору Международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву. Как обычно, тезисы, высказанные президентом, отразили концептуальный взгляд на нынешнюю ситуацию в регионе и в мире, а также на перспективы грядущих перемен.
Позитивно оценив статус российско-азербайджанских отношений, Алиев коснулся тревожного вопроса российского журналиста о риске возникновения войны между Россией и НАТО и о политике Азербайджана при подобном развитии событий. Алиев выразил надежду на то, что до такого сценария не дойдет, учитывая катастрофические последствия для всех сторон, а также полагаясь на мудрость руководителей в Вашингтоне, Москве и других столицах. При этом он добавил, что надежда эта усиливается избранием Дональда Трампа, предвыборные заявления и предыдущая каденция которого указывают на грядущую смену геополитических ориентиров Белого дома. Азербайджан же, по словам президента, мог бы внести свой вклад в дело разрядки напряженности, учитывая его уникальный статус: и на Западе, и на Востоке наша страна воспринимается как абсолютно самостоятельный игрок.
«Ну и в силу того, что это единственная страна, которая является союзником России и одновременно союзником Турции – члена НАТО», - добавил Алиев. Глава государства в этом контексте также напомнил, что Баку в прошлом уже был местом проведения встреч военного руководства России и США, а также с представителями НАТО. «Не так много стран, которым доверяют и на Западе, и в России, и на Востоке», - сказал президент.
Затем Дмитрий Киселев задал вопрос, очевидно волнующий российскую общественность, а именно: нужна ли турецкая военная база в Азербайджане? Ильхам Алиев ответил, что необходимости в такой базе нет, поскольку в Декларации о союзничестве между Турцией и Азербайджаном есть пункт, который предполагает взаимную военную помощь в случае угрозы или агрессии. В этом честном и исчерпывающем ответе раскрывается суть отношений между Турцией и Азербайджаном – две братские страны обязуются прийти на помощь друг другу в случае внешней агрессии, однако их союз не угрожает безопасности третьих стран.
Одним из главных блоков обсуждения в ходе интервью стал вопрос мирного урегулирования с Арменией сквозь призму прозападного курса этой страны. Алиев отметил, что поставки Армении со стороны Франции, Индии и США оружия наступательного характера угрожает безопасности Азербайджана и свидетельствует о реваншистских настроениях в Ереване. Ответом на милитаристский курс Армении стало рекордное увеличение оборонного бюджета Азербайджана на 2025 год. Также президент Алиев отметил, что в случае вооруженной провокации никто Армении не поможет, как не помогли ни в 2020, ни в 2023 годах.
Далее Алиев раскрыл суть двух пунктов проекта мирного соглашения из семнадцати, по которым еще не достигнуто согласия, – это, во-первых, отказ от международных исков друг к другу, а во-вторых, неразмещение представителей других стран на границе, подразумевая шпионскую миссию ЕС.
Кроме того, президент отметил, что существуют еще два момента, «которые армянская сторона должна сделать». Первое – это изменить свою конституцию по причине содержания в ней территориальных претензий к Азербайджану. Второе – это согласиться на ликвидацию Минской группы ОБСЕ, которая с разрешением Карабахского конфликта потеряла свою актуальность.
Таким образом, стало ясно, что если первые два пункта – об отказе от исков и о неразмещении представителей третьих стран на границе – обсуждаются в контексте содержания мирного договора, то другие два – изменение Конституции Армении и ликвидация Минской группы ОБСЕ – непосредственно не содержатся в проекте договора, однако являются предусловием Баку для его подписания.
Отвечая на вопрос об армянах Карабаха, Алиев кратко рассказал о том, как Баку до проведения антитеррористической операции сентября 2023 года предоставил в открытом доступе план реинтеграции, на что не последовало никакой реакции со стороны армянской общины. Кроме того, президент подчеркнул необходимость обсуждения проблемы порядка 300 тысяч азербайджанцев, депортированных из Армении. «Мы до сих пор не получили ответа от руководства Армении, как оно видит процесс реинтеграции азербайджанцев на их исторические земли. Думаю, что если эти два процесса будут идти параллельным курсом, то это создаст еще лучшую общественную атмосферу для мира. Потому что мир – это не только подпись под мирным договором, это еще и общественный консенсус», - сказал Алиев.
Касаясь вопроса участия российских фирм в восстановлении Карабаха, глава государства отметил, что приветствует инвестиции и подрядчиков из России, при этом напомнив, что первым инвестиционным проектом стал сервисный центр «КАМАЗ» в Джебраиле, открытый совместно им и руководителем Татарстана Рустамом Миннихановым. На вопрос, нуждается ли Азербайджан в новой атомной электростанции, Алиев ответил, что Баку в этом контексте еще необходимо проделать определенную домашнюю работу, в частности, на предмет оценки необходимости данного проекта.
Еще одной важной темой разговора стала климатическая конференция COP29. Алиев, отметив достигнутые на ней исторические соглашения, равно как высокий уровень организации этого саммита, также рассказал и о мощной кампании дискредитации в адрес нашей страны, предпринятой ведущими американскими и французскими изданиями в контексте климатической конференции. Впрочем, одной фразой президент емко выразил эффект этой кампании: «Это не вызывало трудностей, но вызывало просто чувство брезгливости, отвращения».
Беседуя с журналистом об антиколониальной повестке Баку, Алиев подчеркнул, что это не просто ответ на антиазербайджанскую политику Франции, и что она носит более глубокий характер. «Если в самом начале, может быть, где-то и можно было это так рассмотреть (как ответ Франции – Ред.), то сейчас, когда мы глубоко погрузились в эту тему, когда видим отвратительное лицо французского колониализма, когда наши представители активно общаются с жителями французских колоний, причем и у них в стране, и в Баку, и в других локациях, то мы видим на самом деле то, что было скрыто от общественности мира так много лет. А почему? А потому, что никто не хотел связываться. Никто не хотел головной боли».
Далее президент Алиев привел неприглядную картину внешнеполитического фиаско Пятой республики при президенте Макроне, отметив один за другим провалы в разных регионах, начиная с Африки и заканчивая Грузией, заметив при этом, что «об Азербайджан они обломали зубы». В качестве приговора Алиев озвучил рейтинг, выданный Франции агентством Moody’s: «Какой уже трипл-эй, там уже маленькая А». Таким образом, слова президента свидетельствуют о том, что при Макроне азербайджано-французские отношения вряд ли нормализуются.
Касаясь грузинских событий и шире вопроса вмешательства западных стран в дела суверенных государств, Алиев подчеркнул, что события вокруг Грузии – это фактически битва за Кавказ, объяснив это далее уже сделанным геополитическим выбором двух других стран Южного Кавказа. «Азербайджан – самостоятельный игрок и достаточно квалифицированный, умеющий за себя постоять», - подчеркнул глава государства.
Интересную информацию раскрыл Алиев об Армении: «Армения понятно куда она идет. Она, по существу, из ОДКБ де-факто вышла. По нашим данным, проверенным, единственной причиной, по которой они не выходят де-юре, потому что они еще не получили отмашки из Госдепа».
Отвечая на вопрос о русском языке в Азербайджане, Алиев привел множество примеров бережного к нему отношения и обозначил важный тезис: «Такое отношение к русскому языку категорически не ущемляет ни азербайджанский язык, ни нашу идентичность, ни нашу культуру. Абсолютно. Наоборот, это дает такую атмосферу дружественную, - и добавил, - А те, кто пытается дискриминировать язык по политическим мотивам, совершают большую ошибку».
Напоследок президент Алиев пожелал россиянам скорейшего окончания войны и консолидации общества в тяжелый период, а также отметил, что наши страны, народы и руководство объединяет приверженность своим национальным корням и традиционным ценностям.
В целом, ответы президента Алиева излучали оптимизм по поводу будущего развития региона, и вместе с тем содержали призыв ко всем здравомыслящим людям неустанно бороться за свою идентичность и суверенитет.