Нужны ли Армении добрые отношения с Турцией? Похоже, она и сама не знает
Как следует из заявлений и замечаний турецких политиков, а главное – президента Реджепа Тайипа Эрдогана, в Анкаре не упускают из вида ни одной детали нелегкого процесса нормализации армяно-азербайджанских отношений. И это однозначно свидетельствует о том, что Турция заинтересована в установлении двустороннего диалога, предполагающего подписание всеобъемлющего мирного соглашения между Баку и Ереваном, которое должно стать логичным итогом переговоров в постконфликтный период.
Твердую позицию Турции относительно политики Армении в очередной раз озвучил глава оборонного ведомства Хулуси Акар в ходе своего официального визита в Баку. Как известно, 4 октября в Азербайджан прибыла делегация во главе с министром национальной обороны Турции..
Между тем визит Акара в Баку находился под пристальным вниманием Еревана, где тщательно отслеживают все важные события, происходящие в Азербайджане, и переговоры турецкого министра обороны в азербайджанской столице, само собой, также рассматриваются и муссируются в армянских СМИ. Причем с традиционным армянским скепсисом, который держится на двух убеждениях армянства: во-первых, все еще считается, что турки – злейшие враги армян, и во-вторых, что союз Турции и Азербайджана представляет прямую угрозу Армении. Именно так выглядит на сегодняшний день информационный и политический фон в Армении, который армянская пресса транслирует в массы.
Этот фактор сильно препятствует адекватному восприятию армянским обществом конструктивной азербайджанской и турецкой повестки, которая направлена исключительно на мирные цели и установление стабильности в регионе Южного Кавказа. В этом контексте актуальны заявления Хулуси Акара в Баку, где он четко указал приоритеты турецкой внешней политики, сделав акцент на трех важных политических тезисах. Во-первых, турецкий министр еще раз повторил, что нормализация турецко-армянских отношений основана на правах и интересах азербайджанского народа. То есть Акар вновь подчеркнул единый взгляд Баку и Анкары на развитие и укрепление стабильности в регионе. Это логично, потому что нормализация армяно-турецких связей предполагает открытие границы, а значит, ускорение динамики развития региона в плане торговли, экономики, логистики и др.
Безусловно и то, что позиция Баку по турецко-армянской повестке остается неизменной и носит позитивный характер. Азербайджан выступает в поддержку любых мирных инициатив в регионе, поэтому в этом вопросе (как и во многих других) позиции Анкары и Баку совпадают.
Во-вторых, турецкий министр четко заявил, что военное сотрудничество между Турцией и Азербайджаном не носит агрессивного характера. Что оба государства уважают права и законы каждого и выступают за мир и стабильность на Кавказе. Этот тезис адресован не только Армении, но и всему международному сообществу, которое на протяжении многих лет оккупации азербайджанских территорий Арменией не имело четкого представления о сути Карабахского конфликта. В нынешний постконфликтный период, который полностью изменил прежний расклад сил в регионе, очевидно, что именно Турция и Азербайджан целенаправленно продвигают мирные инициативы, вопреки позиции Армении, которая живет иллюзиями, игнорируя установившуюся реальность.
В этом контексте высказывания Хулуси Акара о том, что после недавней войны Армении была протянута рука мира и что сегодня от нее ждут положительный ответ, подтверждают, что Еревану предоставлен реальный шанс со стороны Турции и Азербайджана, чтобы выбраться из политического кризиса, в котором она окончательно застряла. Теоретически именно в интересах Еревана сделать правильные выводы по всем тезисам, которые озвучил турецкий министр. Тем не менее, как показывает практика, весьма сомнительно, что в Армении проявят конструктивизм в урегулировании сложных региональных отношений. Более вероятно, что процесс нормализации противоречивых армяно- турецких отношений, скорее всего, примет затяжной характер. Армения будет и дальше затягивать переговоры с Турцией, устраивая провокации на границе с Азербайджаном, сопротивляться открытию транспортных коммуникаций, в частности Зангезурского коридора, и тем самым существенно тормозить развитие региона.
Уместно напомнить, что фактически начатый процесс нормализации между Арменией и Турцией срывается именно из-за последних военных провокаций, которые устроила армянская сторона на границе с Азербайджаном. Учитывая, что урегулирование армяно-турецких отношений предполагает выполнение Арменией основных пунктов трехсторонних заявлений (принятых между Азербайджаном и Арменией при посредничестве России), тогда как целенаправленный подрыв переговорного процесса Ереваном существенно снижает вероятность установления дипломатических отношений с Анкарой, по крайней мере в обозримом будущем.
Еще один важный нюанс. В Ереване считают, что Турция якобы не демонстрирует реальной заинтересованности в нормализации отношений с Арменией, что процесс армяно-турецкого примирения нужен Анкаре лишь для демонстрации своей региональной и международной значимости. По мнению некоторых армянских политтехнологов, с одной стороны, процесс диалога с Арменией интересует Турцию исключительно как инструмент демонстрации внешнему миру своего миролюбия и готовности к установлению мира и стабильности на Южном Кавказе. А с другой, Турция стремится демонстрировать усилия по нормализации отношений с Арменией Соединенным Штатам Америки, которые были посредниками в двух из трех предыдущих попыток армяно-турецкого примирения. Параллельно в армянском информационном поле выдвигаются тезисы о том, что если на переговорах с Арменией Турция действительно не выдвигает предусловий, то это вовсе не означает, что их у нее нет.
Как видим, все эти неубедительные и далекие от реальности предубеждения армянской стороны являются показателем серьезных комплексов и фобий, которые намертво засели в армянском обществе. Поэтому очевидно, что реальные шаги на пути к нормализации отношений с Турцией будут зависеть и от этих от предрассудков, которые являются своего рода подкормкой для еще большего укоренения вражды и ненависти, которые плотно засели в сознании армянского общества. Деструктивная политика Армении торпедирует не только мирные инициативы в регионе, но и препятствует стабильному будущему самих «многострадальных» армян. И запланированная в Праге встреча между Эрдоганом и Пашиняном покажет, насколько далеко Ереван может зайти в плане отказа от своей деструктивной роли и позиции в регионе.