Обретая плоть и кровь Еще раз о саммите ОТГ в Шуше
5-6 июля в городе Шуша прошел неформальный саммит Организации тюркских государств (ОТГ). На мероприятии была принята Карабахская декларация – программный документ, устанавливающий план развития ОТГ и дорожную карту деятельности организации на ближайшие годы.
Один из первых пунктов декларации озвучивает мысль, которую можно назвать лейтмотивом развития сотрудничества между тюркскими странами: «(Главы государств) подчеркивают необходимость постановки более амбициозных целей с учетом потенциала тюркских государств в глобальном масштабе, задействования соответствующих механизмов и регламентов для эффективной реализации задач и целей ОТГ по построению устойчивого будущего путем наращивания совместных усилий и реализации региональных проектов стратегического значения».
Именно в рамках более амбициозных целей и следует понимать основные пункты повестки Карабахской декларации. Среди них необходимо отметить призыв к укреплению сотрудничества между государствами-членами для оптимизации транспортных операций, таможенных процедур и внедрения цифровых технологий.
Вообще, тема цифровых технологий и цифровизации пролегает красной нитью через программу сотрудничества ОТГ, выраженной в декларации. Так, документ отмечает неуклонный рост объема региональной торговли и стремление государств принять конкретные меры для увеличения в ближайшие годы объема торговли до его истинного потенциала, и подчеркивает важность устранения технических барьеров в торговле без ущерба международным обязательствам и ускорения завершения текстовых переговоров по DEPA (Соглашение о партнерстве в области цифровой экономики).
Тема цифровизации также нашла свое отражение и в пункте относительно реализации проекта «Цифровой Шелковый путь», который направлен на создание нового телекоммуникационного магистрального маршрута между Европой и Азией с использованием существующих возможностей/инфраструктуры стран ОТГ, а также сотрудничество и обмен между тюркскими государствами по дальнейшему развитию инфраструктур цифрового правительства (электронного правительства).
Коснулась декларация и такой важной темы, как сотрудничество в решении вопросов, связанных с климатическими изменениями и их воздействием на устойчивое развитие тюркских государств посредством единых климатических действий. В документе также нашло свое отражение развитие концепций климатоустойчивых «умных» городов и сел в тюркских государствах для повышения качества жизни, содействия устойчивому развитию и стимулирования экономического роста путем улучшения цифровой инфраструктуры, общественных услуг и устойчивых практик с акцентом на интеграцию чистых энергоресурсов, таких как солнечная, ветровая и гидроэлектрическая энергия, для поддержки климатических действий. В этих целях стороны инициируют обсуждения по созданию Цифровой платформы ОТГ по климату и экологии и Форума ОТГ по климатоустойчивым селам.
В целом, стороны выразили приверженность стратегическому партнерству между тюркскими государствами в области энергетики, включая развитие сотрудничества в области возобновляемых энергоресурсов и энергоэффективности, в частности отметив последние подвижки в проекте по интеграции энергосистем Азербайджана, Казахстана и Узбекистана («Зеленый коридор»).
Особый интерес вызывает пункт, касающийся важности создания большой языковой модели государств-членов для успешного развития проектов в области ИИ и для содействия межкультурной коммуникации, развития образовательных платформ, совершенствования технологий здравоохранения и содействия экономической интеграции.
Итак, вопрос создания общетюркского языка – не за горами. Процесс этот будет непростым и не коротким, поскольку тюркские языки порой разительно отличаются друг от друга. Специалистам целого ряда профессий, от лингвистов до программистов, предстоят тщательные усилия в этом направлении.
Огромным успехом саммита, и это нашло свое отражение в декларации, стало присоединение Венгрии к Соглашению об учреждении Тюркского инвестиционного фонда. И это при том, что Венгрия пока обладает статусом страны-наблюдателя в ОТГ.
Обозрев текст декларации, хотелось бы вернуться к преамбуле документа, в одном из пунктов которой выражена ее стержневая мысль. Он гласит о том, что «современные глобальные геополитические вызовы и вызовы безопасности требуют консолидированной позиции тюркских государств, чтобы действовать как единая сила, что требует регулярных консультаций по региональным и международным вопросам, представляющим взаимный интерес».
С этого ракурса представляется особенно значимым отражение в декларации намерения продолжить совместную деятельность в области оборонно-промышленного комплекса. На этом месте, пожалуй, уместно будет привести слова из приветственной речи президента Ильхама Алиева к участникам саммита в Шуше: «Организация тюркских государств должна стать одним из центров силы в мировом масштабе… XXI век должен стать веком процветания тюркского мира… Уверен, что Карабахская декларация, которую мы сегодня подпишем, и принятые нами решения еще больше укрепят солидарность тюркского мира, а также международный авторитет Организации тюркских государств».
Карабахская декларация – результат титанической работы и, в то же самое время, вызов для будущих свершений. Пункты декларации ставят перед различными институтами и ведомствами наших государств огромную задачу по выработке и координации сложнейших программ, процессов и проектов. Она облекает тюркскую идею в осязаемые одежды практического действия. Тюркская интеграция обретает плоть и кровь.