Опасность противостояния: Польша настаивает на размещении у себя ядерных ракет Экспертные мнения на Caliber.Az
В ответ на решение России отправить свое ядерное оружие в Беларусь Польша намерена добиться размещения на своей территории американского ядерного оружия. Об этом заявил премьер-министр республики Матеуш Моравецки.
«По причине того, что Россия намерена разместить тактическое ядерное оружие в Беларуси, мы обращаемся ко всему НАТО, чтобы принять участие в программе Nuclear Sharing», - сказал он на пресс-конференции по итогам саммита ЕС в Брюсселе.
Моравецки подчеркнул, что решение должны принять руководство США и союзники по НАТО. Однако власти Польши «не хотят сидеть сложа руки», подчеркнул он. «Мы декларируем наше желание быстрых действий в этой области», — настаивает польский премьер.
Nuclear Sharing — это соглашение США со странами-союзниками по НАТО о передаче в случае военной необходимости ядерных бомб с американских баз хранения. В рамках миссии Североатлантического альянса Штаты разместили в Европе около 150 своих ядерных бомб.
Насколько реалистично выполнение такого плана Варшавы? Готовы ли США и в целом НАТО пойти на переброску американских ракет в Польшу в качестве ответа на дислокацию российского тактического ядерного оружия (ТЯО) в Беларуси? Станет ли это в случае реализации подобной меры сдерживающим фактором для Москвы, если она, скажем, будет проигрывать войну в Украине? Своими мыслями по этому поводу с Caliber.az поделились европейские эксперты.
Белорусский аналитик, журналист, демократический активист Александр Отрощенков (Варшава) в беседе с Caliber.Az отметил, что в данный момент трудно говорить о готовности США разместить ядерное оружие на территории Польши. «Но такое размещение не является чем-то нереалистичным. Моравецки говорит о размещении этого оружия в рамах программы Nuclear Sharing, которая является вполне рабочей и в рамках которой ядерное оружие было уже размещено на территории пяти безъядерных стран-членов НАТО», - указывает он.
По словам аналитика, с одной стороны, такой шаг будет адекватной мерой в ответ на размещение ТЯО на территории Беларуси и для выстраивания доктрины сдерживания в новых условиях. С другой, трудно оценить, насколько это может стать сдерживающим фактором, потому что стремление Москвы наращивать напряжение между Беларусью и граничащими с ней странами-членами НАТО и ЕС гибридными методами достаточно очевидно. «Ярким примером такой гибридной агрессии под чужим флагом является реализуемая руками Лукашенко гибридная атака на границы ЕС с использованием мигрантов. Путин испытывает сильное искушение проводить также операции иного рода под чужим флагом. А в результате недавнего мятежа – неважно, реальный он или постановочный – ЧВК «Вагнер» был, по сути, выведен из-под юрисдикции России и оказался на территории Беларуси. Это значительно повышает напряженность вокруг Беларуси. Риски возрастают по всем направлениям: от возможных приграничных стычек с использованием мигрантов до использования ТЯО», - считает Отрощенков.
В такой ситуации, полагает он, возможное размещение ядерного оружия на территории Польши и другие меры являются шагами, которые помогут объяснить Путину, что его уловки не сработают, и переложить ответственность за те или иные шаги на Лукашенко или Пригожина, избежав ответственности за них, не удастся. «Если союзники будут достаточно убедительны, и Путин поймёт, что за любые атаки, особенно с использованием ТЯО – он понесёт личную ответственность, это позволит избежать дальнейшей эскалации в регионе», - уверен белорусский аналитик.
Как заметил, в свою очередь, руководитель программы «Международный порядок и демократия» Германского совета по международным отношениям доктор Штефан Майстер, до сих пор большинство членов НАТО и США очень осторожно относились к идее размещения ядерного оружия на территории такого бывшего социалистического государства, как Польша.
«Варшава должна иметь в виду, что в случае реализации этого плана ядерные боеголовки приближаются к российской границе, и при фактической утрате суверенитета Беларуси происходит прямое противостояние России и НАТО на этой границе», - предупреждает Майстер. Это требование польской стороны не ново, и с тактической точки зрения имеет смысл поднять этот вопрос накануне саммита НАТО в Вильнюсе, отмечает он.
«Но я все же думаю, что и США, и другие члены НАТО очень осторожны, чтобы не слишком сильно провоцировать Россию, особенно в ядерной области. Однако и красная линия смещается - идут разговоры о процессе вступления Украины в НАТО и о том, что Украине нужны ядерные гарантии, потому что это единственный способ обеспечить безопасность. Сейчас этого не будет, но есть тенденция реагировать на эту новую реальность в Европе, где нет безопасности вне НАТО. Ведь ядерное сдерживание сейчас даже важнее при таком враждебном настрое России. Так что, хоть пока и рано говорить о включении Польши в программу Nuclear Sharing, все-таки будет обеспечено большее присутствие НАТО на территории этого государства и стран Балтии. Однако в какой-то момент в будущем и это может оказаться вариантом, который станет реальностью, особенно если Россия устроит «ядерную аварию» на украинской атомной электростанции. Могу предположить, что тогда Вашингтон переосмыслит свой подход к этому вопросу», - заключил немецкий аналитик.