Поездка в Америку Пашинян в поисках почвы под ногами
В эти дни премьер-министр Армении Никол Пашинян находится в США. Визит носит не официальный, а рабочий характер, встреч с руководством страны не ожидается. Из представителей власти Пашинян пока встретился только с проармянскими конгрессменами и сенаторами Роджером Уикером, Энди Харрисом, Ричардом Хадсоном и, конечно же, Фрэнком Паллоне.
К тому, что Пашинян может хотеть от Белого дома, мы еще вернемся, вместе с тем его визит также интересен в контексте отношений правящей команды Армении с армянской диаспорой, точнее с ее самой богатой и активной частью, армянами Америки.
Не секрет, что Пашинян чуть ли не на ножах с главной организацией американского армянства, ANCA. Последние обвиняют премьера в соглашательской позиции с Азербайджаном, да и вообще в «сдаче арцаха».
Внутри Армении Пашинян уже давно проводит идею «реальной Армении», что-то похожее он озвучивал на встречах с представителями армянской общины в Европе, и вот сейчас очередь дошла и до Америки. К слову сказать, многие представители армянской общины Вашингтона отказались участвовать во встрече с Пашиняном 3 февраля. А некоторые, например Армянская молодежная федерация (АМФ), организовала протестную акцию перед посольством Армении в Вашингтоне с плакатами ругательного характера.
А тех, кто все-таки пришел на встречу с Пашиняном, ждала порция отрезвляющих откровений. Так, например, он заявил, что, пройдя через поражение, страна получила возможность иметь независимое и суверенное государство. Пашинян добавил, что сама Республика Армения является высшей целью и не может быть более высокой национальной цели, чем Республика Армения.
Присутствующие спокойно внимали варчапету. Ни злобных окриков, ни освистывания. Да и вряд ли Пашинян пошел бы на встречу, где бы его закидали помидорами. Похоже, он знал, куда идет. Не говорит ли это о том, что и в среде диаспоры наметился разлом по видению будущей идеологии Армении? Похоже на то, что часть армянской диаспоры согласилась принять Пашиняна в качестве контрагента, тем более что есть более чем веские подозрения, что его миролюбивые нарративы – это всего лишь дымовая завеса, прикрывающая тщательную подготовку к реваншу.
На встрече присутствовали и представители армянской церкви, с которыми он также встретился отдельно. А это уже может быть свидетельством намечающегося раскола в глобальной армянской церковной структуре. Уж не затрясся ли трон под Гарегином? Продолжая церковную тематику, необходимо упомянуть, что в рамках визита в США армянский премьер принимает участие в V ежегодном Международном саммите по свободе вероисповедания в Вашингтоне, а также «Национальном молитвенном завтраке».
Не исключено, что Пашинян стремится заручиться поддержкой религиозного истеблишмента США, который, как мы знаем, имеет большее влияние на Трампа, чем на демократов. Эта поддержка нужна ему в двух аспектах. Во-первых, для попыток осуществления реваншистских идей. А во-вторых, для упрочения рейтинга среди религиозного населения Армении. Ведь известно, что Пашинян фактически объявил войну армянской церкви, а та, в свою очередь, не приемлет его либеральной повестки и не может простить ему краха «миацума». С этого ракурса очень любопытно наблюдать за тем, что будет происходить в религиозном поле Армении.
Парадоксально, но именно для условных атеистов из демократического стана Армения носила более сакральный смысл, чем для глубоко верующего Трампа. Демократы тряслись над Арменией в силу того, что придавали ей статус «очага западной культуры». Сейчас, кажется, Пашинян пытается оседлать религиозный дискурс новых хозяев Белого дома.
Впрочем, пока Трамп не согласился даже встретиться с Пашиняном. По сообщениям СМИ, в попытки организовать встречу были вовлечены все структуры армянского МИД, посольство Армении в США, а также с просьбой способствовать встрече обратились к влиятельным американским республиканцам армянского происхождения, но безрезультатно.
О чем свидетельствует этот отказ? Не будем копать слишком глубоко, лишь выскажем предположение, что отказ Трампа от встречи с Пашиняном скорее говорит о его раздражении Ереваном, пытающемся под флагом христианской солидарности продвинуть свои шкурные интересы.
Вопрос христианской помощи отложен, но можем ли мы утверждать, что он отменен? Утверждать это мы не можем, однако можем вести политику, направленную на нейтрализацию нападок на нашу страну. Трампу в неменьшей степени, чем христианские общества, нужно сотрудничество и с исламским миром. При всем размашистом характере его политики, он не тот человек, который сломя голову пойдет крестовым походом на мусульман. Не будем также забывать, что победоносная 44-дневная война пришлась на его первую каденцию, и он не был замечен в этот период в антиазербайджанских действиях и даже высказываниях. Более того, Азербайджан является образцовым обществом с глубокими традициями мультикультурализма и уважения ко всем конфессиям, что делает его уникальным партнером для Соединенных Штатов. Добавим к этому деловую доминанту в политике Трампа и увидим, что Азербайджан и США вполне могут ожидать укрепление партнерства. Все это прекрасно понимает команда Трампа и поэтому не желает играть в поддавки с мелким просителем в лице Пашиняна, которому и предложить Америке нечего, кроме мифического статуса Армении как «первой христианской державы».