Шалтай Валдай, или Если бы я был армянином Размышления Эмина Галалы
Был Шалтай, который сидел на стене. И свалился во сне. И которого не могут собрать вся королевская конница и вся королевская рать.
Многие слышали этот стишок либо в оригинале Льюиса – того самого, который написал «Алису в стране чудес» - либо в переводе Маршака. Я вспомнил о нем, пытаясь найти логические рамки для дипломатической карусели последних недель. В оригинале Шалтай Болтай, у нас – Шалтай Валдай.
Если проследить историю освещения Карабаха интелектуально-дискуссионным клубом «Валдай», то можно обнаружить любопытную закономерность. Львиная доля имеющейся аналитики сфокусирована не на самом конфликте как таковом и динамике отношений между Азербайджаном и Арменией. И не на перспективе мирного урегулирования. А на причинах, по которым конфликт актуален для не имеющих к нему прямого отношения игроков. Как региональных, так и мировых. От энергоресурсов до транспортных проектов. От отношений союзников двух противоборствующих сторон до камней преткновения между их партнерами.
Эка невидаль, скажет читатель. Все конфликты в мире состоят из небольшой надводной и в несколько раз превосходящей ее по размеру подводной частей айсберга. Но напрямую вовлеченные в конфликт и страдающие из-за его наличия стороны оказываются пассажирами «Титаника», встречи с которым этот айсберг упорно ищет. И почти всегда находит.
Армия аналитиков (к коим я себя не причисляю – так, просто прогуляться вышел) рассматривает с помощью самых мощных микроскопов все, что происходило вокруг переговоров Азербайджана и Армении. Многие выводы обоснованы, некоторые являются плодом фантазии «говорящих голов». Но один аспект не получил должного освещения. Как сказал президент Путин во время выступления на сессии «Валдая», РФ предлагала Армении отдать 5 районов, но Ереван пошел другим путем. И именно поэтому хозяин Кремля дал понять, что сейчас Армения может идти на … Если не одумается и не начнет выполнять команды Москвы. Именно поэтому прорвало Лукашенко, который выдал Воваевичу кучу откровений. Именно поэтому скорбно-молчаливо встретили потуги Пашиняна втянуть ОДКБ члены этой организации.
Россия пытается показать, что игнорировать ее пожелания нельзя. Армения ослушалась – примерно наказана отсутствием безоговорочной поддержки, позволявшей ей 30 лет оккупировать часть соседнего государства. Молдова не туда смотрит – раскачаем, взбудоражим, поднимем народ и сменим власть. Украина заартачилась – показательная порка продолжается. Кремль не очень заботит, что экзекуция носит обоюдный характер и отказавшиеся быть безропотной жертвой украинцы изрядно наказывают «экзекуторов». И что в России из-за этой войны такой шабаш ведьм на фоне охоты на них же, что впору экзорцистов вызывать. И что весь мир в ужасе наблюдает за итогами воспитательной работы «а ля Крем»ль. Главное, чтобы впредь неповадно было. Но только вот насколько действенна такая профилактика? Не даст ли она прямо противоположный эффект?
Примечательно последнее заявление Госдепа о прямом диалоге Армении и Азербайджана. Вашингтон считает, что посредники (читай – Россия) в данном случае ни к чему. И здесь стоит на секундочку тормознуться. Подобное заявление катастрофично для Армении. Азербайджан самодостаточен в переговорах. Да, есть братская Турция, поддержка которой крайне важна, есть и другие партнеры, но наша страна способна защищать интересы и на поле боя, и за столом переговоров. И это заявление еще более проблемно для Армении в свете ее фантомного восторга перспективе оставить решение вопроса статуса Карабаха на будущее. Что, если верить Пашиняну, предложила Россия. Интересно, почему же это столь гениальное предложение не упоминается в заявлении? Почему его не озвучил президент Путин? Азербайджан свою позицию по данному вопросу высказывал не раз. Вопрос статуса закрыт, а если недовольны, пишите письма – хоть в ООН, хоть в Совет Европы. Хоть в Лигу Сексуальных Меньшинств. Да, забыл добавить – предложенное Россией не примут ни США. Ни Европа. Хотя бы просто потому, что предлагает Москва.
Пашинян все время пытается привести на разборку своих мяхялля ушаглары, даже если они к его мяхялля никакого отношения не имеют. Например, Сухрона. Пардон, Макрона. Армения все время взывает к мировому сообществу с мольбами о помощи. Это ее эмиссары обивают пороги и многократно кланяются всем, в ком видят хотя бы слабую надежду на роль старшего брата. Тщетно.
Занятно, что в этой ситуации чувствует среднестатистический житель «Айастана», который все больше становится Айяйайстаном? С тенденциями к превращению в Ойойойстан. Обычный такой армянин, выросший на историях о пьющих кровь армянских младенцев турках, о светлых днях, когда все вокруг было армянским – а значит, столь прекрасным. Скромно верящий, что Нахчыван – это исковерканное турками «На хач, Иван!». И что Христос тоже был армянином.
Трагедия Армении не только и даже не столько в поражении в войне 2020 года. Самое страшное для этой страны сегодня - это стагнирующая агония, когда одна часть общества как будто бы готова двигаться вперед, но вторая неумолимо тянет ее назад. Если включить воображение, то можно предположить следующий поток сумбурных мыслей внутреннего диалога армянина: «Я ненавижу турков, их всех нужно убивать! Они захватили наш арцах! Убили наших ребят!» - «Да, но ведь мы тоже захватили его у них 30 лет назад. Мы их тоже убивали» - «Чушь! Они всегда захватывали наши земли, проклятые волки! Мы должны дойти до Баку!» - «Но 30 лет назад эта земля принадлежала им, и шансов, что они дойдут до Еревана намного больше, чем нам попасть в Баку» - «Нет! Мы не можем с ними жить, либо мы, либо они, двум нашим народам нет места на земле!» - «Ты разве не видишь, что в таком случае места не хватит нам, а не им?» - «Мы никогда не сдадимся! У нас есть диаспора, есть влияние! Мы великий армянский народ» - «Разве это нас спасло в 2020? Разве нам от этого легче сейчас? У азеров есть нефть, газ, сильная армия и сильный лидер. Мы можем получить выгоду от нормальных отношений с ими» - «Что? Выгода? Продать кровь и земли за деньги? Никогда! Только трус и предатель может так думать!» - «Хорошо, на что не трус и не предатель будет жить? Кто за него пойдет воевать с турком, если мы не придем к согласию? Они вечно ждать не будут». Пауза. Затянувшаяся пауза. Молчание. Молчание ягнят…
Подобно Буриданову ослу, Армения не может решить, к какой же кормушке ей двинуться, и в силу этого рискует погибнуть от голоду где-то посередине. Причем не лишне напомнить, что наличие сена в кормушках никто не гарантирует. Тут ведь как – может быть, а может и не быть.
Процитирую Льюиса напоследок. Humpty Dumpty had a great fall. Мы то знаем, кто свалился со стены в угаре сладостных снов непобедимости и непогрешимости. Проблема в том, что даже пытаться собрать армянского Болтая никто не будет особо стараться.
Скорее всего, его быстренько растащат по сусекам...