Школа тюркской солидарности Баку и Ташкент сдали тест на отлично
На этой неделе состоялся государственный визит в Азербайджан президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. О высокой степени развития отношений между нашими странами можно судить хотя бы по тому, что именно в Баку Мирзиёев отправился вскоре после переизбрания его на пост президента страны.
Визит узбекского лидера был предварен бизнес-форумом, в работе которого приняло участие более 250 компаний из двух стран. В ходе этого мероприятия были достигнуты важные экономические договоренности в различных сферах между ведомствами и компаниями Азербайджана и Узбекистана, на основе которых были затем заключены межгосударственные соглашения экономического и политического характера. Итоговым же документом переговоров двух лидеров стал «Договор о создании Высшего межгосударственного совета Азербайджанской Республики и Республики Узбекистан».
«Высший межгосударственный совет, который мы создали, - это самый высокий уровень доверия и самый высокий уровень продолжения тех стратегических направлений, о которых мы договорились. Так что я очень удовлетворен моим первым после избрания президентом страны визитом», - отметил во время совместного заявления для прессы Ш.Мирзиёев.
«Не случайно, что один из подписанных сегодня документов предусматривает создание Высшего межгосударственного совета. Это высокий уровень отношений и индикатор как братских отношений между нашими странами, так и того, что повестка дня достаточно обширная», - подчеркнул президент Ильхам Алиев.
Значимым событием визита стало посещение лидерами двух стран освобожденного и возрождающегося Физули, где они приняли участие в торжественном открытии полной средней школы № 1 имени Мирзы Улугбека, построенной узбекским правительством и ставшей ценным подарком этой страны Азербайджану в честь Великой Победы в Отечественной войне.
Завершила чета Мирзиёевых свой визит посещением Шуши, где в сопровождении Ильхама Алиева и Мехрибан Алиевой им был показан ряд культурных и исторических памятников. Отдельного внимания заслуживает тот факт, что Мирзиёев второй зарубежный лидер, после президента Турции Эрдогана, который посетил Шушу.
Участие братского Узбекистана в восстановлении освобожденного Карабаха стало символом возрождения экономической и военной мощи Тюркского мира. Мы уже не раз писали о том, что укрепление тюркской солидарности –это требование времени. История тюркских государств знала печальные страницы взаимных войн и междоусобиц. Она дала миру целую плеяду великих полководцев и государственных деятелей, строителей империй, которые зачастую бились с таким же тюрками, как они сами. Но тогда была другая эпоха - тюрки правили половиной земли и не задумывались о солидарности. И это можно понять, потому что в те времена этническая принадлежность не играла большой роли в политике государств.
Наши народы и сейчас, в отличие от некоторых фашиствующих соседей, не очень любят выпячивать национальное. И это тоже во многом связано с тем, что тюрки всегда были создателями империй и, соответственно, решали крупные цивилизационные задачи. Однако то, что могли себе позволить наши предки, не можем сегодня допустить мы. Придя наконец к осознанию того, что нужно держаться вместе, потому что внешний мир только и ждет момента, чтобы нанести наши странам урон, воспрепятствовать не только каким бы то ни было интеграционным процессам, но и подорвать внутреннюю мощь каждого из тюркских государств. И этому нужно противостоять единым фронтом.
Говоря о тюркской солидарности, еще раз нужно отметить, что это гораздо более широкое явление, чем просто этническое. Солидарность тюркского мира формируется на основе осознания общих экономических интересов, с одной стороны, и общих внешних угроз, с другой. Безусловно, тюркские народы обладают неким общим моральным кодексом, однако мне кажется, что по-настоящему общий культурный фон и кодекс поведения еще ждут своего определения. И связан он будет не с почвенническими реминисценциями, а с ультрасовременным подходом к деловой и военной этике. Только так Тюркскому союзу удастся стать ядром мощного ареала, к которому будут присоединяться и нетюркские страны. Стратегические отношения Турции и Азербайджана с Пакистаном и Венгрией, а также заметное сближение Баку и Душанбе дают надежду на такое развитие событий. Экономическим базисом для укрепления стратегического союзничества между тюркскими государства является логистика. С одной стороны – партнерство с Китаем в рамках его глобальной инициативы «Один пояс, один путь», а с другой, что не менее важно, – экспорт и транзит природных ископаемых, продуктов нефтегазовой переработки и сельхозпродукции на европейские рынки. В то же время растет понимание перспективности рынков тюркских стран друг для друга, и на примере Азербайджана и Узбекистана можно уже говорить о развитии нового витка промышленного развития и торговли внутри тюркского альянса.
Одним из важных элементов стратегического объединения тюркских государств является функционирование общетюркского языка. И не случайно эту тему затронул Шавкат Миризиёев, завершая свое вчерашнее обращение для прессы следующими словами: «Пройдет, Ильхам Гейдарович, немного времени, нам переводчики не нужны будут или уже на двух языках здесь не надо будет говорить. Я думаю, у нас корни одни и мы будем на общем языке говорить друг с другом».
Я не лингвист и не буду слишком бесцеремонно рассуждать на незнакомую мне тему. Осмелюсь лишь поделиться своим наблюдением, что обычно общим языком даже в рамках одного государства становится не созданный путем смешения наречий язык, а какой-нибудь один диалект, принятый населением, народами или странами в качестве общего. Не исключено, что таким межтюркским лингва-франка в силу своего политического значения станет анатолийское наречие, или турецкий язык - государственный в братской Турции. Это позволит не только использовать весь политический и экономический ресурс турецкого языка, который изучается в мире больше других тюркских диалектов, но и сэкономить время и средства на создание нового, общего языка.
Подобный шаг, разумеется, не должен растворить родные наречия тюркских народов. И этого не произойдет, как не происходит замена локальных диалектов арабского языка литературным арабским, несмотря на то, что все средства массовой информации в арабском мире пользуются именно литературным диалектом.
Но главное, конечно, даже не язык, а намерение. С намерением же создать сильный тюркский союз выступают уже почти все руководители тюркских стран. И этим нужно воспользоваться.
А пока же можно обсуждать проекты как на своих национальных языках, так и на русском или английском - главное, чтобы дело шло вперед.